Говоря о высокой миссии учителя, принято обсуждать, насколько оценен его труд в современном обществе и, в первую очередь, насколько важно, чтобы он был социально обеспечен.
Трудно оспорить, что с пустым карманом и с бременем многочисленных житейских забот входить в классы и обучать чему-то учеников — задача не из простых. Именно поэтому учитель — не просто профессия, a, в первую очередь, призвание, миссия, для осуществления которой содержимое карманов не должно играть какой-либо роли.
Воздерживаясь от исторических параллелей и не делая выводов, представляем письма Вардапета, адресованные его ученикам.
В 1914 году, за год до Геноцида армян в Османской империи, Комитас находился в Париже: искал средства для того, чтобы сохранить хор "Гусан" из 300 человек, и дать своим воспитанникам возможность получить европейское образование.
"Если церковь каждому из вас выделит по 30 франков, то они могут послужить для чего-то. Однако этим тупоголовым невозможно ничего объяснить, очень сильно от этого страдают студенты ", — пишет Комитас в одном из писем, подводя итоги переговоров в Париже.
"До свидания, с любовь и тоской шлю вам свои приветы. Ваш Комитас".
В другом письме Вардапет рассказывает ученикам, как зарабатывает деньги частными лекциями об армянской музыке, чтобы содержать хор.
"Если что-то произойдет, сразу же напишу, пока получил частное приглашение читать лекции о нашей музыке для армян Манчестера и французов Марселя. Жду официальных приглашений, чтобы отправиться в Англию", — сообщает Комитас.
История показала, что старания Комитаса сохранить самый большой хор были тщетными, однако его безграничная любовь к знаниям и к своим ученикам бессмысленной не были никогда. Барсег Каначян, Вардан Буниатян, Арам Аствацатрян, Айк Семерджян — эти люди оставили свой огромный след в армянском хоровом искусстве. И все они были учениками великого Учителя.
В армянском хоровом искусстве такого большого хора больше никогда не было — ни в период советской, ни независимой Армении. И даже в Диаспоре.