Давид Галстян, Sputnik Армения.
Тема поставок туркменского газа в Европу вновь заявляет о себе. На этот раз в информации о путях транзита фигурирует и Армения. Взаимные визиты президентов Армении и Туркменистана стали отправной точкой для информационной активности.
В ходе визита в Тегеран премьер-министр Армении Карен Карапетян заявил, что обсуждал с иранскими властями вопросы сотрудничества в трехстороннем формате Армения-Иран-Туркменистан. Заместитель министра нефти Ирана Амирхосейн Заманиниайи, в свою очередь, заявил, что обсуждался вопрос покупки иранского газа и транспортировки туркменского газа по территории Ирана в Армению по системе своп (обмена).
Не менее интересным стало заявление Сержа Саргсяна накануне визита в Иран о том, что вопрос транзита иранского газа в Европу по территории Армении обсуждается на уровне экспертов.
Всего лишь пиар?
Казахстанский аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов в беседе со Sputnik Армения обращает внимание на то, что у Туркменистана были проблемы с Россией, и он переориентировался на Китай, теперь основные потоки газа идут именно туда.
"Туркменистан гарантирует поставки газа до своей границы, а дальше он предлагает строить газопроводы за свои деньги. Такие проекты как Nabucco и подобные, так и остались на бумаге. Поэтому он готов построить до своей границы, а дальше "берите, кто хочет"", — сказал Смирнов.
По его словам, реализован был только один проект с Китаем, и то потому, что сам Китай построил газопровод.
Что касается существующего газопровода с Ираном, по его словам, он небольшой, и объемы поставок по нему — не особо значительны.
Смирнов допускает, что нынешняя активность Туркменистана в значительной роли может быть просто пиаром.
У поставок газа в Европу есть будущее
Более оптимистичен в этом вопросе кыргызский эксперт по инфраструктурному развитию Центральной Евразии Кубат Рахимов.
Он признает, что разговоры о поставках туркменского газа – это уже целая история. Она стала сагой в вопросе поставок по газопроводу, например, ТАПИ (из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию).
"У Туркменистан сложные отношения с "Газпромом", ранее произошел разрыв между ними. Успешный проект только один – поставки в Китай. Но он несет риски для Туркменистана, так как Ашхабад допустил ошибку при подписании", — сказал Рахимов.
По его словам, Туркменистан не получает "живых" денег за поставки газа в Китай. Так будет до тех пор, пока газопровод не окупится. Снижение цены на газ добавило негатива Ашхабаду, рассчитывающему на обратное.
В этих условиях для Туркменистана желательно появление новых направлений для поставок. Иран мог бы стать одним из транзитеров. У Ирана с Туркменистаном и Арменией неплохие отношения, баланс есть и в отношениях с Москвой и Анкарой.
"Я считаю, что шанс на поставки газа из Туркменистана через Иран и Армению хороший", — сказал Рахимов.
По его словам, Армения, в свою очередь, имеет хорошие отношения с Грузией. Еревану нужно вести переговоры и с "Газпромом", который играет значительную роль на континенте.
"Считаю, что если Трамп не сделает из Ирана "ось зла" и начнет нагнетать обстановку, вводя санкции, то у этого проекта есть будущее", — сказал Рахимов.
Россия и Иран сблизятся через Армению?
По словам ираниста Армена Исраеляна, переговоры по этой теме идут уже около года. Сначала на уровне послов, потом уже на встрече президентов Армении и Ирана. Со временем обсуждения стали все более предметными.
"Иран и Туркменистан уже активно сотрудничают в газовой сфере. Тегеран покупает туркменский газ для своих северных районов. Это хорошая возможность для того, чтобы расширить сотрудничество. Но о конкретных договоренностях говорить рано", — сказал Исраелян.
Он отметил, что Россия имеет в этом вопросе свои интересы, но ей поставки газа через Армению мешать не должны. Объемов газа будет не столько, чтобы помешать интересам России.
Наоборот, учитывая то, что газотранспортную систему Армении эксплуатирует "Газпром", то России это может быть выгодно и экономически.
"Я думаю, что это тот вопрос, который исходит из интересов России — в частности, активизация отношений Тегерана и Еревана, который для Москвы является стратегическим партнером на Южном Кавказе. Через это сотрудничество Москва может выйти к Персидскому заливу", — сказал Исраелян.
Укрепление отношений Армении с Ираном исходит из интересов стран ЕАЭС. Интерес Тегерана в сотрудничестве с членами Организации также велик.
Стратегическое решение принято
"Процесс идет. Возможно, на данный момент всеобъемлющих договоренностей у Ашхабада с "Газпромом" нет, но Армения начала активно общаться с Туркменистаном. К этому добавилась активность армяно-иранских отношений по этому вопросу. Так что, я думаю, что хотя бы предварительная (или даже выше) политическая договоренность между Арменией, Ираном, Туркменистаном и Россией есть", — сказал политтехнолог Виген Акопян.
По его словам, вполне возможно, что между Туркменистаном и "Газпромом" еще окончательно не решены финансово-экономические, технические вопросы.
Он обратил внимание, что информационные скобки раскрывает уже иранская сторона, а о заинтересованности Грузии говорились еще и в конце 2016 – начале 2017. Таким образом, определенная договоренность, скорее всего, есть и у Тбилиси с Москвой.
"Президент Армении Серж Саргсян в одном из интервью заявил, что проект будет возможен, если интересы всех стран можно будет совместить. Я думаю, что сейчас стороны пытаются добиться именно этого", — сказал Акопян.
По его словам, в будущем нужно совместить интересы уже с непосредственными покупателями газа.
Для Армении участие в этом проекте — редкая возможность, считает эксперт.
Договориться будет сложно, но стратегическое решение, по всей вероятности, принято.