Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС — специально для Sputnik Армения
Передел мира и перекройка его границ не могут не затронуть и Армению. В самом деле, если главная "горячая" точка современного мира находится на Ближнем Востоке (здесь сегодня идут, как минимум, две разрушительные войны и здесь находится база международного терроризма) – в регионе, непосредственно примыкающем к Закавказью, то и Армения не может не быть втянутой в этот самый передел. Тем более, что сложная обстановка на границе с Азербайджаном систематически подбрасывает инициаторам разрушительных процессов в лице западных политиков поводы использовать Армению, Азербайджан, Грузию и другие проблемные государства региона в качестве бикфордовых шнуров к межнациональным и иным конфликтам.
Дестабилизация политической ситуации в Иране будет означать выход вооруженных противостояний (не только шиитов и суннитов или же традиционного ислама с различными радикальными исламистскими группировками) за пределы Ближневосточного региона и затронет, что очевидно, всю Евразию. Может быть, именно поэтому американские политики столь настойчиво сравнивают Тегеран с Карфагеном. И не случайно многие российские эксперты считают главной причиной явно поддержанного Госдепом разогрева курдской темы тот факт, что США и Израиль стремятся создать максимум проблем для руководства Ирана преимущественно руками курдов.
Как бы там ни было, Иран – страна-партнер Армении. Страна, отношения с которой у Республики Армения развиваются, крепнут и сулят неплохие перспективы. Соответственно, в случае втягивания Ирана в какой-либо военный конфликт результаты этого конфликта так или иначе скажутся и на Армении.
В недавней статье Армена Ванескегяна совершенно справедливо указывается на тот факт, что "как бы ни готовились иранцы, как бы ни пытались они прикрыть все входы-выходы на границе с Северным Ираком, все равно, можно быть уверенным – скоро в Иране начнутся серьезные волнения и всплеск сепаратистского движения". Проблема однако в том, что ситуация в регионе куда сложнее, чем кажется. И американские "ястребы", всерьез взявшись за Иран, будут бить, увы, не в одну, а в максимальное количество точек. Здесь достаточно вспомнить, как были синхронизированы попытки переворота в Турции и мятежа в Ереване в июле 2016 года, которым "случайным образом" предшествовали явно спровоцированные извне апрельские провокации в зоне карабахского конфликта. И лично я не сомневаюсь, что нацелившись на Иран, западные "демократизаторы" отведут в своей изощренной игре против этого государства определенную роль и Армении.
Граница Ирана практически на всей ее протяженности (со стороны Турции, Ирака, Азербайджана, Туркменистана Афганистана и Пакистана) — неспокойна. Практически от каждой соседней страны Иран может ожидать враждебных или неоднозначных действий. От всех, кроме Армении. На границах целого ряда граничащих с Ираном стран в любой момент могут активизироваться различные радикальные силы исламистского или националистического толка, и только Армения в данный конкретный момент времени гарантирует надежность исполнения двусторонних договоренностей и отсутствия провокаций на границе. И там, где Армения, незримо ощущается присутствие такой договороспособной и надежной державы, как Россия.
Все эти обстоятельства наверняка осознаются недругами Ирана, а значит их антииранская и любая другая региональная политика, базирующаяся на принципе "разделяй и властвуй", неизбежно будет направлена (или уже направлена) против Армении. Лично я не сомневаюсь, что в РА в настоящее время идет подготовка к началу различными подконтрольными Западу НКО кампании против Ирана. Понятно, что ни одна страна региона, включая Армению, не способна противостоять замыслам "мирового гегемона", но РА — что очевидно — должна быть готовой к новой ситуации в регионе.
На кону сегодня судьба западной цивилизации, втягивающейся в фундаментальный и затяжной системный кризис, из которого она пытается выйти ровно так, как она вышла из него в результате развязанной ведущими западными державами Первой и Второй мировых войн. А потому напряженности в мире и на Ближнем Востоке, несмотря на колоссальные усилия России и, отчасти, Ирана выстроить системы защиты Евразии от большой войны, в ближайшие годы будут только нарастать. И что может в такой ситуации Армения?
Полагаю, что Армения – на правах одного из государств ОДКБ и страны, находящейся в пространстве между Россией и Ираном, могла бы и должна стать модератором военно-политического (стратегического) диалога между названными державами при участии в этом диалоге и Китая.
Китай, делающий ставку на реализацию масштабного проекта "Один пояс – один путь", внимательно присматривается к региону и уже незримо присутствует в тех странах Ближнего Востока и Закавказья, которые призваны сыграть важную роль в организации им межконтинентального транзита.
Очевидно, что диалог между названными евразийскими державами будет способствовать не только стабилизации обстановки в регионе и его социально-экономическому развитию, но также укреплению безопасности самой Армении.
С чего начинать эту стыковку? С прямых контактов между парламентариями Армении, России, Ирана и Китая на площадках Народного Собрания РА. Тем более что Армения вот уже полгода как парламентская республика. Ей и карты в руки.