Итак, сегодня внимание экспертного сообщества нацелено на Женеву, где должны встретиться президенты Армении и Азербайджана, встреча — под патронажем сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Сопредседатели приложили максимум усилий для того, чтобы эта встреча состоялась, однако, если честно, даже они каких-то серьезных надежд от сегодняшних переговоров Саргсян – Алиев не питают.
Встреча для "галочки"?
Многие из аналитиков, занимающихся карабахской проблематикой, уже не раз отмечали, что армянский президент Серж Саргсян, встречаясь со своим азербайджанским коллегой Алиевым, в последнее время переговоров, как таковых, не ведет.
Встречаются, о чем-то разговаривают, однако переговоров, способных изменить какие-то тенденции в процессе карабахского урегулирования, не наблюдается. Встречи эти, скорее всего, "для галочки", всего лишь для того, чтобы показать мировому сообществу, что лидеры противостоящих государств какие-то точки соприкосновения все-таки ищут.
Но на самом деле это от лукавого, потому что апрельские события прошлого года показали, что Азербайджан ни на какие контакты и взаимные уступки идти не намерен, и договариваться о чем-то, кроме как о полномасштабных уступках, Баку не собирается.
Более того, после кровавых апрельских событий Азербайджану пришлось приложить немало сил для того, чтобы отказаться от условий, которые продиктовало ему мировое сообщество: речь идет об отводе снайперов, об увеличении количества наблюдателей ОБСЕ на линии карабахско-азербайджанского соприкосновения, об усилении мониторинга на границе, который позволит определить, которая из сторон чаще нарушает режим перемирия.
Весь прошедший год Баку концентрировал свои усилия именно на этом и, в итоге, сегодня стороны приходят к переговорам при таких условиях, при которых мировому сообществу придется признать, что азербайджанцы не выполнили ни одно из подписанных в Вене и Санкт-Петербурге соглашений.
На самом деле до сих пор позиция Армении в этом плане была достаточно прозаична – переговоров не будет до тех пор, пока противоположная сторона не выполнит хотя бы некоторые из тех пунктов. Однако сейчас, видимо, какие-то обстоятельства изменились, и армянский президент согласился-таки сесть за стол переговоров.
На встречу следовало согласиться
И в этом плане, видимо, говорить об абсолютной безрезультатности ожидаемых переговоров не приходится. Непонятно, что именно будет предъявлено общественности по результатам переговоров, однако сейчас можно с уверенностью сказать следующее – Серж Саргсян сегодня в Женеве обязательно использует факт невыполнения азербайджанской стороной требований венских и петербургских соглашений.
Видимо, хотя бы ради этого и стоило соглашаться выезжать в Женеву. Чтобы факты о невыполнении Азербайджаном условий соглашений, подписанных в 2016 году, превратились из закулисных разговоров в официоз.
Интересно в этом плане и недавнее заявление американского госсекретаря Тиллерсона относительно необходимости отвода от линии соприкосновения снайперов. Это заявление, произнесенное за несколько дней до женевской встречи, может свидетельствовать о том, что невыполнением венских и санкт-петербургских соглашений обеспокоены все вовлеченные стороны.
Видимо, даже сопредседатели Минской группы (в том числе и американский) в итоге пришли к выводу, что наступило время одернуть ту из сторон, которая откровенно саботирует прошлогодние решения.
Так что говорить о том, что армянской стороне не следовало соглашаться на встречу в Женеве, было бы, как минимум, неправильно. На встречу следовало соглашаться хотя бы потому, что это дает шанс сесть за стол переговоров, изначально имея в руках определенные козырные карты.
И если мы говорим о том, что действительно согласны, чтобы карабахский вопрос решался при непосредственном участии Минской группы, то следует признать – сегодня достаточно удобный день, чтобы добиться от сопредседателей каких-то конкретных заявлений относительно того, кто именно из сторон отказывается от шагов, способных снизить напряженность ситуации на линии соприкосновения.
Пожалуй, это единственный тренд, относительно которого можно ожидать какого-то прорыва в Женеве. Все остальное, кажется, особого оптимизма внушить попросту не может, поскольку позиция Азербайджана весьма далека от поиска точки соприкосновения.
Так что — ждем…