Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Сирийский кризис и последовавшая за этим война задели Армению и армян так, как, наверное, ни одну другую из стран, прилегающих к региону, в котором развернулись трагические военные действия последних лет. Тот факт, что более 90 тысяч армян, проживавших в Сирии, за последние шесть лет стали беженцами, разбросанными по всему миру, свидетельствует о масштабах трагедии. О том, каково пришлось и стране, и тем, кто десятилетиями, веками там проживал и считал эту страну своей родиной.
Официальные цифры гласят, что порядка 22 тысяч сирийских армян нашли убежище на своей исторической родине. С учетом того, что население самой Армении составляет неполных 3 миллиона, цифра действительно большая. После Турции и Германии наша страна занимает третье место в мире по количеству беженцев, принятых из Сирии.
Государство и народ своим соотечественникам помогли, чем могли. Надо было, конечно, поддержать сильнее. Касается это и армянского правительства, и мирового сообщества. Та же Европа, например, предоставила Турции миллиардные субсидии на временное обустройство нескольких миллионов сирийских беженцев.
Интересно, что некоторые сирийские армяне, нашедшие и кров, и работу в Армении, все равно сейчас подумывают о том, чтобы вернуться. Президент Сирии Башар Асад, которого тамошние сирийские армяне очень любят, победил и есть шанс, что страна восстановится. И свою лепту в восстановление армяне готовы привнести.
Фактически сирийский кризис, проведя жителей этой многострадальной страны через семь кругов ада, вновь вернулся к тому, с чего начинался. К нефти и газу, которыми хотела завладеть так называемая "умеренная оппозиция". И ради этого за последние 6-7 лет наделала таких дел, о которых, видимо, еще придется жалеть. Когда закончатся военные действия, и соответствующие службы начнут расследовать то, кто, как и почему поддерживал террористические формирования Исламского Государства, "Джебхат ан-Нусру" (организации, запрещенные в России и ряде стран) и так далее, снабжали их оружием и боеприпасами, обеспечивали логистику, то много интересного выяснится.
В основе войны – нефть и газ, как и ожидалось
Например, буквально на днях вновь были захвачены склады ИГ (в Ракке и окрестностях), в которых было сложено огромное количество оружия. Кто снабжал этим оружием террористов? Почему в большинстве случаев получается так, что игиловцы и остальные джихадисты воевали в основном оружием, произведенным в натовских странах? Это вопросы, ответы на которые будут найдены по завершении военных действий.
А то, что наступает последний и решительный этап военного противостояния на территории Сирии – об этом говорить, видимо, уже даже не нужно. Сирийская армия, сохранившая верность Башару Асаду, в последние дни смогла-таки развернуться на левобережье Евфрата и сегодня уже, по утверждению министра обороны России Шойгу, игиловцы контролируют лишь 5 процентов всей территории суверенной Сирии.
На днях ожидается штурм последнего крупного сирийского населенного пункта, контролируемого ИГ. Это город Абу-Кемаль на границе с Ираком, из которого, как утверждают тамошние источники, руководство джихадистов уже вывозит свои семьи и имущество.
Однако даже после взятия Абу-Кемаля нельзя будет говорить о завершении военного этапа операции по освобождению территории страны. Сейчас разведка российских ВКС докладывает о том, что игиловские штурмовые группировки готовят атаку на небольшой, но в плане логистики весьма важный населенный пункт Маррат.
Думается, заранее узнав об атаке, войска, подчиненные Дамаску, при поддержке российских ВКС и добровольческих отрядов из Ирана, эту атаку отобьют, хотя потом надо будет подумать о том, откуда джихадисты получили подкрепление в самый неудобный момент. Неужели в очередной раз имело место сделка между теми самыми отрядами "умеренных" и курдских отрядов с террористами под Раккой, и тех попросту выпустили из окруженного города и позволили соединиться с силами, все еще проводящими операции против регулярной сирийской армии?
Сплошные измены и сделки на поле брани
На самом деле в том, что именно так и обстояли дела, кажется, никто уже и не сомневается. Во всяком случае, министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно оговорился (хотя вряд ли это была оговорка), что американцы, курирующие действия отрядов "умеренных" и курдов, как-то не совсем логично себя ведут. И разведка уже не раз докладывала, что отряды террористов спокойно, без выстрелов, проходят кордоны, окружающие Ракку, избегают боевых столкновений и поступают в усиление тех джихадистских отрядов, которые пытаются удержать наступление сирийской армии на левобережье Евфрата.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон, правда, на это ответил, что американское командование западной антитеррористической коалиции ни в коем случае никаких целей, кроме как борьбы с международным терроризмом в Сирии не преследует, однако звучит подобная формулировка, как минимум, не совсем убедительно. Вряд ли подотчетные американцам "умеренные" пошли бы на сделку с террористическими формированиями ИГ в обход своих западных кураторов. Так что со всем этим тоже еще предстоит разбираться после того, как территория Сирии будет полностью освобождена от банд и террористических формирований.
Равно как предстоит разобраться и понять – как же получилось, что отряды ИГ без боя сдали курдским формированиям самое крупное нефтяное поле Аль-Омар именно тогда, когда сирийская регулярная армия оказалась всего лишь в нескольких километрах от него? К тому же Аль-Омар захватили именно те курдские отряды, которые всего лишь за пару дней до этого заявляли об окончательном освобождении Ракки.
Язык не поворачивается сказать, что курдские боевые отряды действовали настолько оперативно, что за считанные дни успели и Ракку, и самую крупную в Сирии нефтяную платформу освободить от боевиков. Ту самую платформу, которая, фактически, снабжала ИГ серьезными суммами для обеспечения вооруженных группировок оружием и боеприпасами.
Да о чем там говорить, раз известно, что Аль-Омар давал игиловцам порядка 25 тысяч баррелей нефти в сутки? Бери – не хочу, грубо говоря. На такие деньги можно даже сейчас вооружить всех террористов, все еще находящихся на территории Сирии. Имело место сделка – это однозначно, и куратором этой сделки, как и следовало ожидать, выступало американское руководство западной антитеррористической коалиции.
Новая стратегия американцев – рождение сепаратизма на основе сирийских "умеренных"
И вот тут мы подходим к мысли о том, что США, пытаясь уйти от полного политического поражения в регионе, делают все возможное, чтобы разделить Сирию и увести хотя бы часть территорий из-под контроля Дамаска.
Ведь по большому счету получается так, что Асада свергнуть не удалось, пробить хотя бы коридор для откачки нефти и газа из Саудовской Аравии и Катара в сторону Израиля не удалось, отрезать Иран от сухопутной дороги до Голанских высот – тоже не удалось… Вот и меняют американцы свой план.
В Сирии они пытаются сейчас организовать отдельные очаги сопротивления уже не террористических группировок, так называемых "умеренных оппозиционеров" и курдов, среди которых ведется серьезная работа по организации местных, не зависящих от Дамаска, органов самоуправления. Фактически, вырисовывается новая тактика американцев. "Умеренные оппозиционеры", которые пытались скинуть Асада, сейчас перерождаются просто в сепаратистов, которые будут пытаться "отжать" у Дамаска территории, богатые нефтью и газом.
И глава МИД России Сергей Лавров именно на это весьма прозрачно и намекал в своем разговоре с Тиллерсоном, говоря о том, что у него есть данные о создании местных советов на территории суверенной Сирии. "Это не может нас не беспокоить", — сказал Лавров.
Получается так, что сейчас, после победы Дамаска над ИГ, в Сирии ожидается начало следующего этапа борьбы за целостность страны. И хотелось бы надеяться, что эта борьба обойдется без жертв, чтобы шли переговоры за столом, не было бы военных действий за нефтяные и газовые поля, которые некие структуры из западного альянса хотят отбить у законного руководства Сирии.