Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Проблемы, которые обсуждались в Ереване в ходе очередного заседания Евразийского межправительственного Совета, напрямую касались актуальных и важных для Армении вопросов.
Транспорт
Относится это, в первую очередь, к той самой "дорожной карте", о которой в последнее время достаточно часто говорилось. Для Армении, единственной из стран ЕАЭС, не имеющей общих границ с остальными членами организации, вопрос о согласовании транспортной политики между экономическими союзниками актуален, как ни для кого другого.
Это, конечно, не означает, что Армения будет вынуждена самостоятельно решать вопросы транспортных барьеров, возникающих из-за острой политической ситуации, складывающейся в регионе Закавказья.
Совместное участие в такой мощной экономической организации как ЕАЭС предполагает, что проблема должна решаться совместными усилиями. Видимо именно поэтому этот вопрос был одним из главных в повестке заседания Межправительственного Совета в Ереване.
Днем ранее говорилось о том, что Россия прилагает серьезные усилия для открытия грузинского транзита – железной дороги через Абхазию. И это одно из важнейших заявлений, сделанных прибывшим в Армению в составе российской правительственной делегации министром транспорта Максимом Соколовым.
Энергетика, электричество и энергоносители: три "Э", вселяющие надежду
Не менее важным для Армении является вопрос об организации общего рынка энергоносителей в рамках Евразийского сотрудничества, который также обсуждался в Ереване.Понятно, что энергоносителями Армения обделена, однако производство электроэнергии в стране является одним из прерогативных направлений экономики. С этой точки зрения максимально быстрое формирование единого рынка ЕАЭС энергоносителей важно для Армении не меньше, чем для остальных участников Союза.
И в условиях, когда богатая на энергоносители Россия говорит, что ЕАЭС отнюдь не та организация, которая объединяет страны в первую очередь вокруг нефти и газа, у Армении есть шанс быть не просто потребителем, и не рассчитывать на то, что "с барского плеча" предложат союзники, а стать полноценным партнером.
Страной, которая в состоянии достаточно эффективно использовать свои мощности по переработке энергоносителей в электричество и продавать электроэнергию как партнерам, так и в страны дальнего зарубежья.
Цифровая экономика – важная сфера для всех технологий, и Армения в ней достаточно успешна
Ну и самое главное в повестке заседания Евразийского межправительственного Совета – особое отношение к цифровой энергетике и в этом контексте – к экономике в целом.
Об этом говорили и премьер–министр Армении Карен Карапетян, и глава российского правительства Дмитрий Медведев.
И если премьер–министр Российской Федерации несколько раз особо отметил, что "снижать изначальную планку" нельзя, и что наличие нефти и газа вовсе не означает, что страны–члены организации ЕАЭС могут позволить себе хотя бы на время забыть о новых источниках энергии, то армянский премьер Карен Карапетян был более конкретен.
Он говорил о необходимости развития цифровых технологий и неоднократно упоминал такое понятие, как электронные государственные услуги.
Говорить о том, что Армения, не имеющая общих реальных границ с другими членами ЕАЭС, попросту будет вынуждена развивать, к примеру, таможенные взаимоотношения со своими партнерами посредством развития цифровых технологий видимо смысла не имеет.
Хотя здесь все-таки следует оговорить – технологии цифровой экономики сами по себе необходимы всем членам Евразийской организации, и Армения вполне могла бы предложить в этой сфере свои услуги.