Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Буквально на днях европейцы заплатили азербайджанцам 13,5 миллиона евро в рамках программы, предусмотренной различными мероприятиями в сферах оказания гражданам юридической помощи, поддержки экспорта, совершенствования системы стандартов, управления государственными финансами и прочее.
Хитрый ход еврочиновников
До сих пор взаимоотношения Азербайджана с Евросоюзом координировало подписанное в 1996 году некое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Затем, в 2004 году, Азербайджан вступил в качестве члена программы Европейской политики соседства (ЕПС). И на этих двух программах, по большому счету, и зиждилось партнерство Евросоюза и Баку.
В рамках программ все эти годы партнеры налаживали достаточно серьезные финансовые отношения – да оно и понятно. Почти 60 процентов всего экспорта из Азербайджана уходит в ЕС (практически одни энергоносители, нефть и газ). Однако в последнее время еврочиновники, ведя себя достаточно активно во всем регионе Южного Кавказа, обойти наших восточных соседей, конечно же, не могли.
И в 2016 году Совет Евросоюза принял решение о принятии нового всестороннего соглашения, которое должно прийти на смену СПС. И начались достаточно активные переговоры. Однако, к слову, почему-то не имеющие ничего общего ни с "Восточным партнерством" (хотя в списке стран программы Азербайджан фигурирует), ни ассоциативным рамочным соглашением, о которых Евросоюз ведет переговоры с Арменией.
Назвать авантюрой то, что делает Евросоюз, скорее всего, нельзя. Однако даже при поверхностном изучении становится понятным – еврочиновники делают хитрый ход, учитывая серьезные разногласия между Арменией и Азербайджаном.
Используют все возможное, чтобы привязать к себе страны региона (а регион европейцам действительно необходим, исходя из определенных геополитических интересов), они в то же время применяют разные наименования для программ, которые собираются подписать с Арменией и Азербайджаном.
Понятно, что идентичными эти программы быть не могут хотя бы потому, что у азербайджанцев есть энергоносители, выход на которые и ищут европейцы, а у Армении – атомная электростанция, которую Запад старается как можно скорее закрыть. Но по большому счету и ассоциативное рамочное соглашение, которое собираются подписать с Арменией, и всестороннее соглашение, которое разрабатывается совместно с азербайджанцами, имеют одну и ту же цель – усилить свои позиции и ослабить в регионе возможности России.
Армения смешивает все карты и у Брюсселя, и у Баку
Есть во всем этом и свои особенности. Баку, например, не соглашается вести работу по согласованию условий, по которым он будет тесно сотрудничать с Евросоюзом, если процесс будет идти, как предлагают еврочиновники, от частного, простого, к общему и сложному. Проще говоря, азербайджанские дипломаты берут быка за рога и во главу угла ставят вопросы политического блока и региональной безопасности (так это оформляется в документах и официальных заявлениях).
Грубо говоря, Азербайджан, понимая, что Евросоюз готов на многое, чтобы втянуть его в орбиту своего влияния, изначально ставит условия по карабахскому урегулированию. Чтобы Евросоюз поддерживал именно его, азербайджанскую позицию, и тогда Азербайджан перейдет к более предметным переговорам относительно своего участия в проекте.
Видимо поэтому процесс если и не топчется на месте, то продвигается всего лишь маленькими шажками. Настолько маленькими, что буквально на днях было заявлено, что на саммите Восточного партнерства, которое пройдет 24 ноября в Брюсселе, и где Армения подпишет итоговое рамочное ассоциативное соглашение, Азербайджан подписывать ничего не будет, как планировалось.
Видимо и тут дело опять-таки в факторе Армении, которая, похоже, будет на предстоящем саммите в центре внимания, поскольку наконец-то соглашение (если не случится ничего непредсказуемого) будет подписано.
Фактически и тут Армения успела перебежать дорогу своему восточному соседу, как и в случае с предполагаемым некоторыми экспертами членством Азербайджана в ЕврАзЭС. Ведь когда шел разговор о том, будет ли подавать заявку на полноценное участие в этой экономической организации Азербайджан, сразу же возник вопрос о реакции на это Армении.
И тогда с высоких трибун было сказано буквально следующее – поскольку Армения является полноценным и равноправным членом ЕАЭС с правом вето на принятие в организацию любой новой страны, то обращаться придется именно к ней.
Ну, а сама Армения упомянула пункт из устава ЕАЭС, согласно которому ни одна страна не может стать членом ЕАЭС, если она наносит преднамеренный вред любому из действующих членов организации. Будто прямо про Азербайджан писан пункт устава.
Азербайджан становится пешкой в серьезной геополитической игре
Что же касается участия Азербайджана в европейских политических конфигурациях, то тут вопрос стоит несколько иначе. Конечно, никто права вето Армении на подписание всестороннего соглашения ЕС с Азербайджаном не предоставляет. Подписание рамочного ассоциативного соглашения предполагает всего лишь участие страны в роли "младшего брата".
И как бы не соблазнял недавно побывавший в Ереване министр иностранных дел Польши Ващиковский, утверждая, что подписание рамочного соглашения подводит Армению чуть ли не к порогу полноценного и полноправного членства в ЕС, на самом деле говорить об этом пока не приходится. Та же Грузия, например, или же Украина с Молдовой, до сих пор – не члены Евросоюза.
Однако уже тот факт, что Армения подписывает рамочное соглашение и становится членом европейского "Восточного партнерства", свидетельствует о том, что ЕС не намерен занимать однозначную и прямолинейную политическую позицию по карабахскому конфликту в пользу Азербайджана.
Как бы то ни было – процесс обсуждения Азербайджаном и Евросоюзом проекта всестороннего соглашения находится еще где-то в середине пути, и сторонам придется решать множество вопросов.
Более того, следует иметь в виду еще и то обстоятельство, что главный союзник и партнер Азербайджана в ЕС — Британия, которая играет ключевую роль в поставках каспийских энергоносителей в Европу, сейчас находится на полпути к выходу из Евросоюза, что грозит дезинтеграцией всей структуры.
Ну и еще то, что некоторые из европейцев (в первую очередь — именно поляки) по большому счету рассчитывают на то, что Европа при помощи азербайджанских энергоносителей сумеет ограничить потребление Европой российского топлива.
Во всяком случае, ждать в текущем году нового соглашения о партнерстве между Азербайджаном и Евросоюзом, призванного заменить действующий с 1996 года договор, не приходится. Хотя, например, та же Франция, у которой налицо серьезные интересы в Азербайджане (космические технологии, например), хотела бы ускорить интеграционный процесс.