Директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин, специально для Sputnik Армения
Два года назад во время одной из встреч парламентских делегаций Армении и России автор этих строк выступил с предостережением относительно участия РА в проекте ЕС "Восточное партнерство". Меня услышали, но депутаты комитета по международным отношениям отметили, что отношения Армении с Европой пересмотру не подлежат. Армения придерживается и будет придерживаться впредь многовекторной политики.
В таком вот дискурсе армянские элиты продолжали коммуникации с чиновниками ЕС в рамках проекта "Восточное партнерство", и в результате вплотную подошли к подписанию Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Подписание неоднократно переносилось, пока не была обозначена дата – 24 ноября этого года.
Но вот теперь — после требования европейской стороны остановить работу Мецаморской АЭС подписание документа может оказаться под вопросом.
Закрытие АЭС – кому это выгодно?
За "политкорректными" формулировками о том, что Армении "необходимо утвердить дорожную карту или план действий, предусматривающий замену АЭС "Мецамор" новым потенциалом, необходимым для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития Армении", на самом деле скрывается троянский конь ультиматума.
Фактически еврочиновники нанесли удар по армяно-российским отношениям. Ведь ни для кого не секрет, что Мецаморская АЭС – крупнейший совместный экономический проект Армении и России.
Условие это настолько нелогично в контексте соглашения, что других мотивов, кроме стремления нанести удар в самый содержательный аспект армяно-российского сотрудничества в этом требовании не просматривается.
Вопрос: почему в тексте соглашения нет никаких встречных условий Евросоюзу со стороны Армении? Ну, например, требования в адрес ЕС прекратить закупки дорогого американского сланцевого газа, которые лишают Евросоюз перспектив перехода к альтернативной энергетике?
То есть Армении предписывается переход на альтернативную энергетику (за свой счет, разумеется), а сам ЕС для себя такую перспективу исключает.
Вот так еврочиновники обещали в свое время, к примеру, Азербайджану и Туркменистану ввести в строй газопровод "Набукко". Расстроив партнерство названных стран с Россией в газовой сфере, ЕС – вопреки всем своим обещаниям – не привлек денег в строительство газопровода из Баку в Европу через Турцию.
А как европейские чиновники "кинули" того же Януковича? Все, кто выступил гарантом соглашения между президентом Украины и оппозицией 21 февраля 2014 года, не только не ответили за обман; их уже давно нет в большой европейской политике.
Вот точно так же, думаю, будет обманута и десять раз продана Армения – в случае, если она вверит свою судьбу или хотя бы судьбу своей энергетики западным чиновникам. Лично у меня нет сомнений, что требование закрыть армяно-российскую АЭС – это только начало. Следующим шагом станет требование вывести из Гюмри российскую военную базу.
А что с однополыми браками?
Предписанные армянской стороне невыполнимые условия со стороны чиновников Евросоюза заставляет более внимательно посмотреть и на другие пункты предлагаемого к подписанию соглашения.
Фактически Армению втягивают в общеевропейские дискурсы, за которыми стоит тренд на культурное, экономическое и иное подчинение РА интересам Запада. В соглашении Армении с ЕС я не вижу ни одного пункта, который бы был сформулирован армянской стороной и в армянских национальных интересах. Даже решение судьбы Карабаха связывается исключительно с позицией европейских чиновников и конкретно – Минской группы ОБСЕ.
То есть ОДКБ побоку, как и Россия – единственный на сегодня субъект международного права, обеспечивающий статус-кво по Нагорному Карабаху.
А между тем, почему бы армянской стороне не сформулировать свое встречное условие или хотя бы свое видение одной из важнейших ценностей армянского общества – незыблемость традиционной семьи? Разменять, образно говоря, Мецаморскую АЭС на однополые браки: вы не трогайте нашу энергетику, а мы не будем трогать ваш гендер. Но нет: текст соглашения составлен таким образом, что за формулировкой о необходимости добиваться сторонами " всеобщего уважения прав человека и основных свобод" четко просматривается продолжение Евросоюзом своей разрушительной гендерной (и не только) социальной и культурной политики на территории Армении.
Давно уже доказано, что Запад никогда не был стороной партнерства по отношению к незападным странам, но только стороной экспансии. Или армянская сторона полагает, что по отношению к Армении Европа сделает исключение?
ЕС – не партнер
Понятно, что подписание соглашения с ЕС – суверенное дело самой Армении. Я в данном случае излагаю лишь свою личную точку зрения – политического эксперта, давно занимающегося вопросами российско-европейского сотрудничества. И главный для меня вопрос состоит в том, что конкретно хочет получить от соглашения с ЕС армянская сторона. Ну, помимо обещаний о так называемом "полубезвизе" для чиновников? Инвестиции? Их после подписания не прибавится. Уважения к себе со стороны европейских чиновников? И это мимо: они, как видим, не уважают представителей государства, не имеющего отношения – по европейской классификации – к "цивилизованному" миру.
В пятницу в Ереван прибыл глава МИД Польши Витольд Ващиковский, он намерен встретиться с президентом Армении Сержем Саргсяном и министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном. Что-то он им предложит?
Вот так же накануне краха Украины в Киев совершал регулярные визиты со спецзаданиями в рамках проекта "Восточного партнерства" тогдашний глава МИД Польши Радослав Сикорский.