Перелом в ситуации на Ближнем Востоке обеспечили консолидированные антитеррористические усилия сирийской правительственной армии и российских ВКС, поддержку которым оказывали и оказывают, в частности, иранский спецназ и армянское население Сирии.
Как видим, в самой разрушительной в XIX веке войне на Ближнем Востоке россияне, иранцы и армяне находятся на одной стороне. Не это ли сигнал к тому, чтобы армянские политические элиты всерьез задумались о своей геополитической стратегии?
Исламская республика Иран – важнейший партнер Армении. А посему в случае втягивания ИРИ в какой-либо военный конфликт его результаты так или иначе скажутся и на Армении.
Понимают ли это армянские элиты? Если судить по публикациям, заявлениям и действиям высокопоставленных армянских чиновников, отношение к подобной угрозе в Армении довольно неоднозначное. Я имею в виду, в первую очередь, ту линию, которая реализуется сегодня частью армянской политэлиты в отношении Евросоюза.
Через три недели армянское руководство собирается подписать с ЕС Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, состоящее, судя по доступной информации, исключительно из условий европейской стороны. В то время как армянские чиновники не поставили перед ЕС предварительных условий даже по Карабаху.
На самом деле Армении ничто не мешает сотрудничать с любой европейской страной напрямую – без посредничества чиновников из Совета Европы и иных европейских бюрократических структур
Известно, что войти в ЕС существенно легче, чем выйти из него. Вот так же сложно будет Армении выйти из соглашения с ЕС, если выяснится, что истинная его роль – использование Армении в качестве рычага давления на Иран, а заодно и на Россию.
Сегодня Армения считается тылом Ирана. Однако я не сомневаюсь, что западные "демократизаторы" уже придумали, как максимально эффективно использовать Армению в своей игре против ИРИ, РФ и ЕАЭС.
Так, одним из направлений армяно-европейского "партнерства", призванных развести интересы Армении и Ирана, становится продвижение в правительстве и Народном собрании РА прозападных законов о семейной и ювенальной политике. В частности, ускоренное обсуждение в структурах власти наспех подготовленного законопроекта "О предупреждении семейного насилия и защите жертв" объясняется, как я полагаю, не только мощной пропагандистско-лоббистской кампанией со стороны разного рода прозападных НКО, но и стремлением некоторых армянских чиновников и политиков "доказать" Евросоюзу свою готовность к подписанию Соглашения с ЕС.
Похоже, что некоторые армянские политики считают, что гендерная проблематика, в отличие от геополитики – не то препятствие, о которое могут споткнуться армяно-иранские отношения. А между тем современные цивилизационные войны обусловлены, в первую очередь, именно ценностными противоречиями. Так что стремление некоторых чиновников в Армении поменять – в угоду "многовекторности" своей внешней политике – многотысячелетний армянский цивилизационный код, основанный на семейных традициях и этике Армянской апостольской церкви, неизбежно скажутся уже в ближайшее время на отношениях РА с Исламской республикой Иран.
Опыт многочисленных интеграций и регионализаций (в том числе и опыт стран постсоветского пространства) показывает: нельзя усидеть на двух цивилизационных стульях сразу, особенно если они неуклонно отдаляются друг от друга. Отсюда вывод: реальное политическое сближение Армении с ЕС неизбежно приведет к росту проблем в сфере экономического сотрудничества этой страны с Ираном и Россией, находящихся под экономическими санкциями Запада.
"Армения в рамках ЕАЭС ведет переговоры с иранской стороной о подписании соглашения о свободной торговле", — сообщил сегодня президент Серж Саргсян. Уверен: подписание Арменией соглашения с ЕС осложнит подписание соглашения о ЗСТ между Ираном и ЕАЭС. И, напротив: в случае подписания соглашения между ЕАЭС и Ираном, "расширенное партнерство" Армении с Евросоюзом окажется под вопросом.