Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Чем дальше, тем больше "кулуарности" в переговорах по карабахскому урегулированию. Это нехорошо и нежелательно, поскольку именно это обстоятельство в любую секунду может стать инструментом, даже оружием в руках у внешнего врага. Думаю, об этом внешнеполитическое ведомство Армении должно знать, исходя из собственного опыта. Должны бы помнить и делать выводы. А на самом деле получается следующее.
Баку привлек "тяжелая артиллерию" в виде турецкого президента
Судите сами – сопредседателям Минской группы ОБСЕ, которые в какой-то момент, после апрельских кровавых событий, оказались откровенно не у дел (так длилось ровно год), ценой неимоверных усилий удалось организовать определенные подвижки на уровне министерств иностранных дел противостоящих сторон. В результате этого удалось даже организовать встречу Саргсян – Алиев. А потом, кажется, маховик начал раскручиваться все быстрее и быстрее.
Соломинка для Эрдогана: выход из тупика — только в Россию, и то через Армению>>
Сначала в Баку президент Турции Эрдоган достаточно откровенно высказал свое отношение и к карабахской проблеме, и к Армении и Азербайджану. Пригрозил обязательно в ближайшее же время встретиться с Путиным и попросить того, чтобы вплотную занялся вопросом. "Он может, если захочет", – звучало примерно так.
По большому счету ничего нового не сказал. Только разве что показал, что замечания в его адрес со стороны Ирана и России он попросту игнорирует. И от желания поучаствовать в процессе карабахского урегулирования не отказывается.
Все остальное знаем – и его отношение к Армении, и к Азербайджану. Правда, новостью было и то, что он (видимо импульсивно, он вообще человек импульсивный) напросился на встречу и переговоры с Путиным. Кремль встречу в ближайшее время подтвердил.
Потом Путин встретился с Алиевым и долго беседовал (было заявление, что – о Карабахе) в Тегеране. Правда, каких-либо заявлений по поводу карабахского урегулирования сделано не было. Однако даже если бы официально не было бы сказано, что тема была затронута, все равно было понятно – без карабахской тематики в подобного формата встречах не обойтись. Видимо, азербайджанский президент в чем-то Путина не убедил, раз в процесс была приглашена "тяжелая артиллерия" в виде Эрдогана.
Оказывается, армянская сторона весьма активна – а общество не в курсе… Почему?
А ведь еще до этого было известно, что президент Армении Серж Саргсян будет встречаться с российским президентом в Москве где-то в середине недели. Будут, конечно же, обсуждать многое. Как минимум интеграционные процессы по линии ЕАЭС и процедуру подписания Арменией рамочного договора с ЕС. Однако мы же понимаем, что без карабахской проблематики, опять-таки, никуда.
И в те же дни, как оказалось чуть позже, в Москве будет министр иностранных дел Азербайджана Мамедъяров, который будет встречаться с сопредседателями Минской группы ОБСЕ (уже подтверждено обеими сторонами переговоров). Ну, а если следовать логике того обстоятельства, что вместе с президентом Саргсяном в Москву полетит и министр иностранных дел Армении Налбандян, то можно предположить и дальнейшее развитие.
Батумские "грезы" Эрдогана, или Почему Грузия должна быть начеку>>
Что встречи Налбандян – Мамедьяров тоже не избежать, хотя на почти что уверенное заявление азербайджанского министра о встрече со своим армянским коллегой звучит достаточно вялая реакция МИД Армении о том, что пока ничего еще не определено.
"Кулуарность" – реального вреда гораздо больше, нежели мнимой пользы
Однако та самая "кулуарность", о которой было сказано в начале статьи, вполне может сыграть злую шутку с официальным Ереваном. Ведь общественность страны, фактически, вынуждена ограничиваться объяснениями одно лишь замминистра иностранных дел Шаварша Кочаряна о том, что односторонних уступок с армянской стороны не будет.
Господин Кочарян, к слову, человек умный, здравомыслящий. И при этом патриот, каких поискать. Однако согласитесь, что ограничивать уровень информированности общества только его объяснениями нельзя. Армяне и сами знают, что в карабахском вопросе односторонних уступок не будет ни при каком раскладе.
А то опять наступят на те же грабли, что и раньше. И тогда уже неинформированность общественности легко перерастет в дезинформированность (уж поверьте, есть множество внешних сил, которые этим обязательно воспользуются). А это, в свою очередь, отразится на внутренней политической ситуации в стране.
И даже если во время переговоров в каком бы то ни было формате противная сторона требует, чтобы договоренности скрывались от общества, соглашаться на это нельзя. Ведь, в конце концов, всю тяжесть борьбы за Карабах армянский народ несет на своих плечах, и имеет право знать, в каком состоянии находится переговорный процесс.