Каждый раз, когда узнаю суммы, которые заламывают дизайнерские компании за создание бренда или ребрендинг, жалкие остатки волос у меня на голове становятся дыбом.
Можете считать маргиналом. Воля ваша. Признаюсь — артхаусное кино не люблю, "Цвет граната" Параджанова не понимаю, а "Улисс" Джойса так и не смог заставить себя дочитать до конца. Вот.
Но суть проблемы от этого не меняется. Есть у меня смутные подозрения, что господа дизайнеры разводят хозяйствующих субъектов и иже с ними по полной программе. Причем, не только у нас — в Армении или России. Во всем мире.
Впервые столкнулся с этой проблемой на железной дороге. Решили армянские железнодорожники сделать ребрендинг. Договорились с известной московской фирмой, сделали предоплату. Те приехали, сходили в Матенадаран, поездили по Армении, набрались впечатлений. Потом сделали логотип стилизованный под традиционные узоры старинных армянских ковров. И продемонстрировали работу вновь назначенному начальнику дороги. Новый начальник, когда узнал сколько нужно будет заплатить за эту "загогулинку" (а просили 100 тысяч долларов) тут же велел приостановить процесс ребрендинга. Шуму было, доложу я вам.
Вот тогда и стал интересоваться, сколько стоит вообще создание бренда, существуют ли какие-то тарифы, расценки, шкала по которой определяется цена или шкалой этой измеряют лишь толщину кошелька заказчика. Долго старался, но так и не разобрался. Понял лишь, что это удовольствие не просто дорогое, а очень дорогое.
BBC, например, еще в 1997 году заплатила за ребрендинг 1,8 миллиона долларов.
BP (Бритиш Петролиум) уже в наши дни — держитесь крепче — 211 миллионов долларов.
Особенно меня умилила сумма, которую взял Артемий Лебедев у московского метрополитена за ребрендинг буквы "М" — 232 миллионов. Правда, рублей.
Чтоб всем нам так жить. Одну букву отребрендил и всю оставшуюся жизнь — свободен!
Словом, те кто просил у железнодорожников сто тысяч, на этом фоне просто агнцы.
Так что, когда в прошлом году поднялся страшный шум в нашей прессе из-за "национального бренда Армении", за который было заплачено 400 тысяч долларов, я даже хотел выступить в защиту создателей. Мол, что вы хотите за жалкие четыреста тысяч — картину маслом, холст кисти Леонардо да Винчи?
Как армянская княжна отслужила в израильской армии, или Побег от карабахской крови>>
Правда мне, как и всем остальным, не давала покоя мыль: а что собственно символизирует этот бренд. Потом, когда прочитал разъяснение автора, руководителя американской компании GK BRAND, не только успокоился, но даже загордился. Оказалось, что это цветущий цветок "Вечное солнце", который символизирует, цитирую, "что Армения — одна из тех немногих стран, которая своей культурой оказала значительное влияние на все уголки планеты, внося свой вклад в интеллектуальную, духовную, научную, деловую и другие сферы".
Вот оно как. И все это всего за 400 тысяч долларов. Рафинированные интеллигенты, наверное, сразу догадались про "научную, деловую и другие сферы", а маргиналам вроде меня пришлось объяснять.
Что-то похожее случилось и в Эстонии. Правда, в силу своего менталитета эстонцы шумят негромко, но проблема остается. Правительство это прибалтийской страны заплатило 200 тысяч евро (всего-то!) за национальный бренд " Эстония" и на выходе получили вот это.
И теперь граждане Эстонии, хотят разобраться в этих кривоватеньких символах. С высоты своего опыта я, конечно, понимаю. что логотип этот символизирует "что Эстония — одна из тех немногих стран, которая своей культурой оказала значительное влияние…." и далее по тексту. Но подсказывать не буду. Пусть сами догадаются.
Как там Ипполит Матвеевич говорил?
— Почем огурцы соленые?
— Пятак?
— Однако!