Правительство Армении 16 ноября одобрило поправки и дополнения к Семейному кодексу, а выступивший министр юстиции Давид Арутюнян, среди прочего, заявил, что в Армении только сейчас на законодательном уровне фиксируется возможность заключения браков исключительно между мужчиной и женщиной.
Некоторая пикантность и легкая курьезность произошедшего в минувший четверг на правительственном заседании заслонила возможную его подоплеку.
Напомним, что в четверг правительство Армении одобрило поправки и дополнения к Семейному кодексу, а выступивший министр юстиции Давид Арутюнян отметил, что необходимость в них обусловлена реформами Конституции, и они закрепляют основы для лишения родительских прав, ряд прав детей, понятие "интересы ребенка", а также урегулирование процедуры усыновления. То есть то, о чем, в частности, совсем недавно в обществе разгорелись нешуточные споры.
Долю же пикантности внесло заявление министра о том, что в Армении только сейчас на законодательном уровне фиксируется возможность заключения браков исключительно между мужчиной и женщиной. "Впервые закреплено, что брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной", — сказал руководитель минюста.
До сих пор положение о допустимости брака исключительно между мужчиной и женщиной действовало "априори", а теперь будет закреплено на законодательном уровне.
Армяне застраховали себя от однополых браков: кому теперь рвать рубаху?>>
Ну, казалось бы, и ладно – улыбнулись и проехали. Но смотришь на календарь, и тебя пронзает внезапная мысль – быть может, не все так просто, и история только начинается?
Ведь упомянутое заседание правительства состоялось всего за восемь дней до 24 ноября, дня, когда должно быть подписано соглашение между Арменией и Евросоюзом. И за неделю до этого подписания в армянский семейный кодекс вносится довольно значимая поправка, противоречащая, скажем так, европейскому взгляду на то, кто и в каких половых сочетаниях может создавать семью.
Но эту поправку можно было внести, скажем, и полгода, и год назад, или даже в 2018 году в любом месяце, ничего срочного и привязанного к определенному моменту в ней нет. Но она, эта поправка, хоть и далеко не самая принципиальная – соглашение, в основном, затрагивает вопросы политические и экономические – непременно бросится в глаза тем, кто заинтересован в подобных вопросах.
И тут начинаешь думать – это "оно просто так совпало"? Возможно, но если совпало не просто так, то с какими целями в Семейном кодексе Армении решено закрепить нормальное и очевидное именно сейчас? Во всяком случае, значительная часть общества задается подобным вопросом.
Первый случай можно не рассматривать, там все ясно – совпало, и совпало себе. Вторая же возможность сразу рождает вопрос – "а зачем?"
И тут может быть два простых объяснения – чтобы не хитроумничать и не изобретать всякие подводные каменья, которых на самом деле и нет. Одно объяснение – поправка внесена именно сейчас для того, чтобы создать какие-либо возможные помехи для подписания. Но вряд ли этот момент настолько принципиален, чтобы подписание соглашения сорвалось по его причине, да и самое главное – зачем нужно срывать заключение договора вообще, и в частности – таким образом? Так что эта версия не выглядит реальной.
Как обречь себя на брак, или Не будьте моим мужем после 40>>
Ближе к истине воспринимается выражаемое сейчас многими мнение, что знаменательное уточнение в Семейный кодекс вносится для того, чтобы его… отменить. Да-да, отменить в более или менее близкой перспективе, предварительно сымитировав "экспертные обсуждения" и спровоцировав горячие споры в обществе с не особенно предсказуемыми последствиями. А в том, что споры на эту тему в Армении будут невероятно накаленными, можно не сомневаться.
Но дело в том, что на отмену поправки – и это очень вероятно – Европа выделит деньги, а получать европейские деньги всегда приятно. И ЕС уже неоднократно немалые деньги выделял, на проведение самых разных мероприятий и реформ. Финансирование может быть получено в любом виде, и скорее всего, как обычно – в рамках грантов разным НПО и НКО.
Деньги могут быть получены, и серьезные, а отмена этой поправки – если правительство уже решило ее отменить – в принципе, не будет стоить ни копейки. Не считая новой волны общественного противостояния – но кого это у нас интересует? Причем, гранты можно получить, их оприходовать, а проблемку пообсуждать и побороться для вида, но поправку даже и не отменять в конечном итоге, и это тем более никому ничего не будет стоить.
А чтобы Европе трудно было не заметить закрепление в правилах армянских загсов возможность бракосочетания только представителей разных полов, такое уточнение вводится именно сейчас, прямо перед 24 ноября.
И ведь не сказать, что эта версия невероятна.