ЕРЕВАН, 22 ноя — Sputnik. Колумнист Sputnik Грузия Котэ Ингороква рассуждает о классическом джазе, о джазовых исполнителях и с восхищением вспоминает наделенную уникальным голосом в три с половиной октавы певицу Ирину Отиеву, дочь известных тбилисских врачей из армянского княжеского рода Аматуни.
Классический джаз по определению не может быть всенародно популярным. Он замешан на весьма своеобразных, часто трудно предсказуемых ритмах. На сложнейшей гармонии. Требует известной подготовленности и достаточно высокого уровня музыкального мышления. А это, согласитесь, качества, характерные отнюдь не для массового слушателя.
Композитор Добрынин: музыкальный слух достался мне от отца-армянина>>
Собственно, так же обстоит дело и с классической музыкой. Просто у классики внушительные истоки и поддерживать ее по традиции считается престижным. Это поднимает вес в обществе. Свидетельствует о безупречном вкусе. А джаз многие продолжают условно причислять к так называемой популярной музыке.
Правда, в таком случае он должен быть понятен каждому. Он же, как мы уже подметили, понятен далеко не всем. Такая вот половинчатость. Неопределенность. Я бы сказал, недоговоренность.
Классический джаз давно перерос в высокое искусство. Однако не все готовы это принять. Я заметил, даже в интонации музыкальных авторитетов, когда они говорят, что, наряду с классикой, любят и играют джаз, проскальзывают нотки вызова и бравады.
Возможно, потому что джаз, высвобождающий импровизационную стихию и неукротимые всплески творческой энергии, не вписывается в строго очерченные классические формы. Но ведь и современная классика решительно эти формы ломает…
Противоречия особенно болезненно давали о себе знать на пространстве, ставшем ныне постсоветским. В течение многих лет они сказывались на популярности талантливых джазовых исполнителей. Влияли на их творческий выбор как музыкантов. Скажем прямо, на материальное благосостояние. И в известной степени даже на судьбу.
Идеологические метания были просто поразительные. То джаз приравнивали к пролетарскому искусству, а основателя и руководителя первого советского джаз-оркестра Леонида Утесова в буквальном смысле носили на руках. То вдруг начиналась полоса резкого отчуждения. И тогда мастерство Эдди Рознера, Олега Лундстрема и других выдающиеся советских джазовых музыкантов прикрывалось уже знакомым нам аморфным термином популярная (или эстрадная) музыка. И не только термином, но и зачастую "пестрым" репертуаром.
В лучшем случае официальные структуры делали вид, будто не замечают, что это джаз. И тут надо воздать должное тбилисским властям. Джаз в Тбилиси никогда не преследовали, джазменам руки не выкручивали. И даже изредка под каким-нибудь благовидным предлогом показывали знаменитых зарубежных исполнителей по местному телевидению. До сих пор, увидев видеоклип с импровизирующими дуэтом Каунтом Бейси и Оскаром Питерсоном, я мысленно переношусь в те годы…
Французский город с армянским акцентом: мэр Десина защищает интересы Карабаха>>
А в 1978-м, в самый разгар застоя, в Тбилиси был организован Всесоюзный джазовый фестиваль. Но дело даже не в нем. Те, кто выросли в этом городе, вряд ли станут оспаривать — культура джаза была легко доступна и популярна. За джазовые аккорды нас не исключали из музыкальных школ и училищ. И несомненно такой толерантный дух сказался на появлении и формирование многих известных музыкантов.
Хочу в связи с этим вспомнить изумительную джазовую певицу Ирину Отиеву. Бесподобное модулирование голосом, фантастический диапазон — три с половиной октавы. А главное — тонкое импровизационное чутье.
Помню телепрограмму "Музыкальный ринг" с ее участием. В противоположном, как говорят боксеры, углу — Лариса Долина. Это был настоящий праздник джаза! Без выигравших, без проигравших. И что символично — обе родились на Кавказе: Ирина в Тбилиси, а Лариса в Баку. Хотя Тбилиси, каюсь, был мне ближе.
Сегодня имя Ларисы Долиной по-прежнему на слуху. А самый частый вопрос в Интернете по поводу ее соперницы: куда подевалась Ирина Отиева? А она никуда не девалась. Живет в Москве. Воспитывает любимую дочь. И преподает свой любимый джаз. Иногда выступает. Сегодня, скорее всего, будет отмечать 59-летие в кругу родных и друзей. Она терпеть не может светские тусовки.
Армянскиe "акулы" российского шоубиза: топ-7 звездных "штурмовиков">>
А имя не на слуху, потому что практически всегда хранила верность джазу. И "популярной музыкой" не прикрывалась. Не стремилась оказаться в центре масс-культуры, как многие ее коллеги. Отиева пела даже в Линкольн-центре в Нью-Йорке, на одной сцене с Рэем Чарлзом и Стиви Уандером. Но чтобы стать звездно популярным на нашем пространстве, надо исполнять другой репертуар. Даже если ты певец оперный, а не джазовый…
Как выяснилось, Ирина имеет прямое отношение к армянскому княжескому роду Аматуни. Об этом написано в ее биографии. Где, кстати, обращает на себя внимание один странный, на мой взгляд, нюанс. Составители биографии пишут: по национальности Ирина армянка, хотя родилась в столице Грузии. Не скрою, этот противопоставительный союз "хотя" меня как тбилисца немного обижает.
Счастливый билет: армянка из Тбилиси стала солисткой английской рок-группы>>
Особенно по отношению к потомку рода Аматуни. Потому что династия эта, процветавшая в раннем средневековье, затем сошла с исторической сцены, а ответвившееся от нее семейство со второй половины XVIII века княжило в Грузинском царстве. Княжеский титул был сохранен и после присоединения Грузии к России — род внесен в родословную книгу Тифлисской губернии.
И еще, потому что в Тбилиси сделали первые творческие шаги многие выдающиеся представители армянского народа — от Ованеса Туманяна до Арама Хачатуряна и Сергея Параджанова.
"Каждый час, уходя,
Отдаляет меня от меня…"
Это слова из композиции "Ностальгия по себе". Они как бы подчеркивают, насколько важны для человека его корни. Особенно в такой тонко отзывающейся на богатство оттенков и красок стихии, как джаз.
Приятного всем дня!