Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Поскольку Бакинская декларация по итогам первой трехсторонней встречи глав МИД Азербайджана, Турции и Пакистана (Эльмара Мамедъярова, Мевлюта Чавушоглу и Хаваджа Мухаммада Асифа) непосредственно касается региона Южного Кавказа и конкретно карабахской проблематики, то армянскому внешнеполитическому ведомству, видимо, имеет смысл обратить на нее особое внимание.
Кроме того, Турция, Пакистан и Азербайджан решили объединить свои усилия не только на внешнеполитической арене, но и в сфере оружейного производства. Видимо, поодиночке прорваться на этот специфический международный рынок не удалось, вот и решили воспользоваться новой логистической веткой, дающей прямой выход Исламабаду на Турцию и Азербайджан.
Карабах и Кашмир – почему-то главная болевая точка Турции
Хотя — на подписанный документ должны бы обратить внимание все страны, имеющие свои интересы в регионе и принимающие участие в процессе карабахского урегулирования. Речь в первую очередь идет о России, Соединенных Штатах и Франции, представители которых, собственно, и являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию.
Дело в том, что приехавшие в Баку министры иностранных дел Турции Мевлют Чавушуглу и Пакистана Хавадж Мухаммед Асиф, которых принимал Эльмар Мамедъяров, во время своих выступлений не раз затрагивали карабахскую проблематику.
Более того, Чавушоглу и вовсе договорился до того, что проблемы Кашмира и Карабаха идентичны по сути своей, обещав, что Турция будет оказывать свою посильную помощь на международной политической арене Азербайджану и Пакистану.
Видимо, в данном контексте следует упомянуть, что Пакистан – это страна, которая до сих пор не имеет дипломатических отношений с Арменией. Более того, официальные лица и представители дипкорпуса этой страны неоднократно делали громкие заявления, касающиеся карабахской проблематики (конечно же, с позиций защиты интересов Азербайджана).
В бакинской декларации говорится, что Турция, Пакистан и Азербайджан не будут использовать свои территории в ущерб друг другу. Нашло в декларации место и традиционное заявление Азербайджана о территориальной целостности стран, подписавших декларацию.
Понятно, что с учетом наличия у Пакистана территориальных проблем с соседом – Индией, вопрос весьма актуален и для Исламабада. И поддержка, в очередной раз высказанная такой региональной сверхдержавой, как Турция, Пакистану действительно необходима и нужна.
Однако для тройственного союза не менее важна промышленная проблематика
Однако присутствие региональной проблематики Южного Кавказа только вышеперечисленным на бакинской встрече не ограничилось. Представители трех стран достаточно долго и подробно говорили о том, на каких принципах будет пользоваться региональной железной дорогой, которую совсем недавно Грузия, Турция и Азербайджан присоединили к турецкой железнодорожной системе, построив ветку Ахалцихе (Джавахетия) – Карс (Турция), далеко отстоящую от Пакистана.
Порешили, что Пакистан будет пользоваться железной дорогой, и именно по ней станет вывозить свои товары в Турцию и дальше, в европейские страны.
Тут, видимо, следует сделать небольшое уточнение. Построенная 100-километровая железнодорожная ветка, соединившая Южный Кавказ с территорией Турции, обошлась строителям в круглую сумму (порядка 750 миллионов долларов).
И необходимо ее в предельно сжатые сроки загрузить и начать получать хоть какой-то доход с транзита товаров от третьей стороны. Видимо, в качестве первопроходца выбрали Пакистан, у которого и с Турцией, и с Азербайджаном налицо совместные интересы на международных политических подмостках.
Турецкий бозбаш в Сирии: почему Эрдогана раздражает карабахский фактор>>
Не следует также забывать и о том, что эти три страны между собой имеют достаточно серьезный оборот по купле/продаже различного оружия. Ну а если к этому добавить также, что в Баку официально было объявлено о начале создания трехстороннего совместного оборонного промышленного комплекса, то можно с высокой степенью уверенности предположить, что Турция, Пакистан и Азербайджан решили объединить свои усилия для попытки прорваться на мировой рынок вооружений.