Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Если, говоря о политической составляющей, следует упомянуть итоговое заявление ОДКБ, принятое на днях в Минске и недавнее интервью министра иностранных дел России Сергея Лаврова, то в плане развития событий в районе карабахского противостояния следует обратить внимание на совместные военные учения на юге Карабаха, в районе Джракан (Джебраил). Причем следует учитывать, что в определенном контексте эти события достаточно тесно переплетены. Можно сказать даже — в тугой узел. И вот почему…
Начинать, видимо, следует с заявления российского министра иностранных дел Лаврова белорусской телекомпании СТВ. Понятно, что с точки зрения дипломатической составляющей заявление министра практически безупречно. В том плане, что упомянутые министром страны получили конкретную логичную оценку поведения на политических подмостках. Как говорится, всем сестрам по серьгам.
И если в адрес упомянутых стран — Украины, Грузии и Молдовы — использованные Лавровым оценки могут показаться достаточно жесткими, но это тоже укладывается в рамки поведенческой логики сегодняшней России.
Ведь понятно, что в Евросоюзе существует несколько стран, которые обязательно попытаются использовать фактор "Восточного партнерства" в качестве инструмента для удара по России. Этакий "удар под дых" посредством использования бывших союзных республик.
Та же Польша, например, или Британия, которая сама сейчас хоть и старается соскочить с европейского экспресса, но в то же время делает все, чтобы покрепче связать интересы тех восточно-европейских стран, с помощью которых надеется отгородиться забором от российского влияния на Запад.
Что касается второй группы стран (речь об Армении, Беларуси и Азербайджане), то и тут все в рамках не только дипломатической логики, но и в понимании того, что "левых", скрытых намерений эти страны не имеют.
И что их поведение (в первую очередь это касается конкретно Армении, Соглашение с Евросоюзом уже подписавшей) вполне адекватно. Что, в отличие от стран, входящих в первую группу, этим вовсе не хочется испортить взаимоотношения с Россией, чтобы использовать этот фактор для получения дополнительных преференций (прямые финансы, инвестиции и так далее) с Запада.
Им бы, наоборот, наладить взаимоотношения и с Западом, и с северным соседом так, чтобы смотреть и в ту, и в другую сторону. Ведь в политике, в отличие от человеческих, личностных взаимоотношений, эмоциональная составляющая играет не первостепенную роль. На первом плане – интересы и выгода.
В Карабахе взаимосвязаны различные факторы – от укрепления ОДКБ и до открытия экономической торговой зоны "Мегри"
Заявление, принятое членами ОДКБ, имеет уже вполне конкретную предметную составляющую. Ведь когда говорится об укреплении оборонного потенциала ОДКБ, это касается всех полноценных членов этой организации.
В том числе и Армении, которая сразу же после Минского саммита ОДКБ провела крупные армейские учения совместно с карабахской армией. К этому факту, видимо, следует приплюсовать два очень важных фактора.
Карабахская "изжога" Эрдогана: Турция готовит ракетный second-hand для Баку>>
Во-первых — то, что проблематика карабахского урегулирования также была затронута в итоговом заявлении (поддержке посреднических усилий по ситуации в Нагорном Карабахе). А это значит, что ОДКБ вовсе не намерена разрешать кому бы то ни было перехватывать у сопредседателей Минской группы ОБСЕ инициативу урегулирования карабахской проблемы.
Тем более что позиция сопредседателей, связанная с категоричностью их отношения к мирному урегулированию, вполне соответствует интересам России –Кремлю очень нужно, чтобы тут был мир, и чтобы не стреляли.
Ну и второе – следует обратить внимание на ту карабахскую территорию, где проводились совместные учения армянских и карабахских вооруженных сил с участием нескольких сотен единиц бронетехники. Это же та часть территории Карабаха, которая попадает именно на стык государственных границ Армении, Ирана и Азербайджана – юг Карабаха. Откуда до Мегри (армяно-иранская граница), где дней через десять намечено торжественное открытие новой совместной экономической торговой зоны, совсем недалеко.
Вот и получается, что крупные военные учения связаны и с Минским заявлением об укреплении оборонного потенциала ОДКБ, и с резолюцией относительно поддержки мирных посреднических усилий по карабахскому урегулированию, к которым прибегают сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Ну и плюс то, что некоторые из членов ОДКБ, являющиеся еще и членами ЕАЭС, уже подумывают об инвестициях в Мегринскую экономическую зону, которую открывают 15 декабря.