Армянские тропы в обход изоляции: что выторгует Ереван из проекта "Баку-Тбилиси-Карс"

© AP PhotoПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (третий слева), Президент Азербайджана Ильхам Алиев (справа) и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (третий слева), Президент Азербайджана Ильхам Алиев (справа) и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили - Sputnik Армения
Подписаться
Если железная дорога "Баку-Тбилиси-Карс" понесет экономические убытки, то армянская сторона может извлечь свою пользу.

Лаура Саркисян, Sputnik Армения.

Запущенный с помпой месяц назад на азербайджанские инвестиции проект "Баку-Тбилиси-Карс" (БТК) все больше вызывает споры. Одни уверены – это мыльный пузырь Анкары и Баку, другие, что проект еще даст о себе знать. Директор Центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили дает проекту на раскачку два-три года.

"Для полноценного функционирования БТК необходимо около двух-трех лет. Проект может считаться успешным, если к этому времени ежегодный объем товаров по нему составит от трех до четырех миллионов тонн", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Цагареишвили.

По его словам, в противном случае БТК можно смело назвать убыточным. Сегодня эффективной работе проекта мешает ряд факторов: нерешенная тарифная политика, адаптированные к товарам вагоны, а также подписание контрактов по перевозке грузов.

Строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс - Sputnik Армения
"Баку-Тбилиси-Карс" "идет" на восток - Еревану стоит поспешить?

"Нужно также построить дополнительные терминалы на ключевых пунктах железной дороги, где можно будет собрать, оценить и даже хранить товары", — сказал Цагареишвили.

Важную роль играет и заключение контрактов, часть из них была готова к 2013 году, когда собственно и должен был быть запущен БТК. Многие из них устарели, товары пошли по другим путям и сегодня требуют актуализации.

Все эти нюансы понимают и инициаторы проекта. С экономической точки зрения, стороны осознают — чем больше товаров, тем эффективнее проект, и неважно эти товары из Армении или Центральной Азии. Однако для привлечения Еревана в проект нужна политическая воля сторон, считает эксперт.  Не исключено, что в случае коллапса, для того, чтобы не ударить лицом в грязь, Баку и Анкара пойдут на уступки и привлекут в БТК Армению, через Грузию.

"Если Ереван и будет привлечен в БТК, то по маршруту до Ахалкали и Ахалцихе, и наоборот", — сказал Цагареишвили.

В том, что проект БТК носит помимо экономического, еще и политический характер не сомневается и научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян. Несмотря на ряд нерешенных проблем, запуск БТК в этом году был необходим для Баку.

Открытие железной дороги Баку – Тбилиси – Карс - Sputnik Армения
Тарифные споры по "Баку-Тбилиси-Карс": Грузия на кредитном крючке Азербайджана?

"Перед БТК стоит вопрос электрификации ж/д на участке Карса, усиление некоторых участков, решение ряда технических вопросов и т.д. Рано говорить и о том, что по "проекту века" будут проходить миллионы тонн товаров", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Меликян.

Программа-минимум для сторон на этом этапе – налаживание контактов и запуск товаропотока, а максимум — перенаправление потоков товара по этому маршруту из Китая, что сегодня пока невозможно.

"Любые проекты в регионе, задействованные в обход Армении – вызов для нашей страны. В свою очередь Ереван должен своевременно запустить свои транспортные проекты – в частности автомагистраль "Север-Юг"", — сказал Меликян.

Более того, БТК бросит серьезный вызов грузинскому "проекту века" — строительству глубоководного порта Анаклия, а также может привести к падению грузопотока через грузинские  порты Батуми и Поти, считает эксперт.

Ереван идет на прорыв: "Север-Юг" завяжет в армянский узел Тегеран и Тбилиси>>

Из Азербайджана грузы будут проходить по участку грузинской железной дороги к турецким портам в обход грузинских. Это, в свою очередь, увеличит роль Армении, активно использующей грузинское направление для внешней торговли. Тбилиси будет больше нуждаться в товарах из Еревана для заполнения своих портов. Армения, в свою очередь, сможет выторговать для себя приемлемый тариф за грузоперевозку.

Пиковая пропускная способность проекта железной дороги "Баку-Тбилиси-Карс" — 17 миллионов тонн грузов в год. Пока этот показатель будет находиться на уровне 1 миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов. Ввод дороги в эксплуатацию был запланирован до конца 2016 года, но затем его перенесли на октябрь 2017 года.

Лента новостей
0