Лаура Саркисян, Sputnik Армения.
Запущенный с помпой месяц назад на азербайджанские инвестиции проект "Баку-Тбилиси-Карс" (БТК) все больше вызывает споры. Одни уверены – это мыльный пузырь Анкары и Баку, другие, что проект еще даст о себе знать. Директор Центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили дает проекту на раскачку два-три года.
"Для полноценного функционирования БТК необходимо около двух-трех лет. Проект может считаться успешным, если к этому времени ежегодный объем товаров по нему составит от трех до четырех миллионов тонн", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Цагареишвили.
По его словам, в противном случае БТК можно смело назвать убыточным. Сегодня эффективной работе проекта мешает ряд факторов: нерешенная тарифная политика, адаптированные к товарам вагоны, а также подписание контрактов по перевозке грузов.
"Нужно также построить дополнительные терминалы на ключевых пунктах железной дороги, где можно будет собрать, оценить и даже хранить товары", — сказал Цагареишвили.
Важную роль играет и заключение контрактов, часть из них была готова к 2013 году, когда собственно и должен был быть запущен БТК. Многие из них устарели, товары пошли по другим путям и сегодня требуют актуализации.
Все эти нюансы понимают и инициаторы проекта. С экономической точки зрения, стороны осознают — чем больше товаров, тем эффективнее проект, и неважно эти товары из Армении или Центральной Азии. Однако для привлечения Еревана в проект нужна политическая воля сторон, считает эксперт. Не исключено, что в случае коллапса, для того, чтобы не ударить лицом в грязь, Баку и Анкара пойдут на уступки и привлекут в БТК Армению, через Грузию.
"Если Ереван и будет привлечен в БТК, то по маршруту до Ахалкали и Ахалцихе, и наоборот", — сказал Цагареишвили.
В том, что проект БТК носит помимо экономического, еще и политический характер не сомневается и научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян. Несмотря на ряд нерешенных проблем, запуск БТК в этом году был необходим для Баку.
"Перед БТК стоит вопрос электрификации ж/д на участке Карса, усиление некоторых участков, решение ряда технических вопросов и т.д. Рано говорить и о том, что по "проекту века" будут проходить миллионы тонн товаров", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Меликян.
Программа-минимум для сторон на этом этапе – налаживание контактов и запуск товаропотока, а максимум — перенаправление потоков товара по этому маршруту из Китая, что сегодня пока невозможно.
"Любые проекты в регионе, задействованные в обход Армении – вызов для нашей страны. В свою очередь Ереван должен своевременно запустить свои транспортные проекты – в частности автомагистраль "Север-Юг"", — сказал Меликян.
Более того, БТК бросит серьезный вызов грузинскому "проекту века" — строительству глубоководного порта Анаклия, а также может привести к падению грузопотока через грузинские порты Батуми и Поти, считает эксперт.
Ереван идет на прорыв: "Север-Юг" завяжет в армянский узел Тегеран и Тбилиси>>
Из Азербайджана грузы будут проходить по участку грузинской железной дороги к турецким портам в обход грузинских. Это, в свою очередь, увеличит роль Армении, активно использующей грузинское направление для внешней торговли. Тбилиси будет больше нуждаться в товарах из Еревана для заполнения своих портов. Армения, в свою очередь, сможет выторговать для себя приемлемый тариф за грузоперевозку.
Пиковая пропускная способность проекта железной дороги "Баку-Тбилиси-Карс" — 17 миллионов тонн грузов в год. Пока этот показатель будет находиться на уровне 1 миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов. Ввод дороги в эксплуатацию был запланирован до конца 2016 года, но затем его перенесли на октябрь 2017 года.