ЕРЕВАН, 7 дек — Sputnik. В разгар хаоса, царившего в первые дни после катастрофы, тысячи людей со всех уголков СССР направлялись в Армению, чтобы принять участие в спасательных операциях даже в самых труднодоступных уголках этой горной советской республики. Работа усложнялась тем, что природная катастрофа отрезала основные коммуникации и уничтожила почти всю инфраструктуру в пострадавшем регионе. В этих обстоятельствах, рука помощи пришла оттуда, откуда мало кто этого ожидал.
Хоакин Гарсиа Салабарриа был руководителем бригады кубинских докторов, работавшей в Армении в эти трагические дни. В эксклюзивном интервью Sputnik Mundo, он рассказал, как его команда оказалась в самом эпицентре катастрофы, и с какими трудностями и опасностями им пришлось столкнуться на своем пути.
На момент катастрофы, Хоакин уже был директором Центрального Университетского Госпиталя имени В. И. Ленина в кубинском городе Ольгин. Этот госпиталь строился в первые годы кубинской революции благодаря сотрудничеству с СССР и был сдан в 1965. В то время в его стенах работали и преподавали порядка трех-четырех советских врачей единовременно.
"Там же живые люди": как армян спасали из смертельной ловушки>>
"Когда произошло землетрясение, мы с работниками госпиталя подписали книгу соболезнований и выразили свою решимость направиться на помощь пострадавшим. Эту книгу мы направили послу СССР, и с этого момента был дан ход событиям, которые привели к отправке бригады кубинских медиков", — рассказал Хоакин.
В это время на Кубе уже шла массовая кампания по сдаче донорской крови для жертв землетрясения, начатая самим Фиделем Кастро. Сразу же была организована бригада кубинских медиков, в кратчайшие сроки удалось собрать около 30 тонн лекарств и оборудования для ее работы. Эта бригада была отправлена из гаванского аэропорта лично Фиделем. Сам Хоакин, которого к тому времени уже назначили руководителем группы, полетел в Армению днем ранее, на грузовом самолете Ил-76.
"Это был рискованный перелет без второго экипажа, который продлился более одного дня", — вспоминает Хоакин.
По его словам, прилет в Ереван был встречен с большим интересом у прессы. Как только открылась дверь самолета, первое, о чем его спросили было, привез ли он "кровь Фиделя". В армянской столице лидер группы встретил своих товарищей и они вместе полетели в Ленинакан (современный Гюмри), в то время второй по величине город Армении, сильно пострадавший во время землетрясения.
"Мы прилетели в аэропорт, большинство зданий которого, как я хорошо помню, было разрушено. (…) В предыдущие дни там произошли две воздушные аварии. Говорили, что к этому аэропорту очень сложно было подлететь, так как он находился на очень высоком плато и, к тому же, до этого момента он не значился в навигационных картах в связи с тем, что это был секретный аэропорт, у самой границы с Турцией", — рассказал доктор.
Увидел людей в крови и подумал — война: трагедия Спитака от первого лица>>
Погрузив поклажу в грузовики, Хоакин на протяжении нескольких часов тщетно пытался связаться с местными властями. Тогда он направился к одному из водителей и на ломаном русском попросил довезти его до ближайшей больницы, в надежде встретить там представителя власти. И действительно, в госпитале он обнаружил заместителя министра здравоохранения Армении, чье имя он, к сожалению, не помнит, но говорит, что тот был рожден в одном из разрушенных землетрясением местных поселений и потерял там всю свою семью.
"Годы спустя, я все еще не могу забыть выражение лица этого замминистра, когда в городе, буквально превратившемся в руины, вдруг, откуда не возьмись, появляется какой-то кубинец и на корявом русском говорит ему, что в аэропорту его ждет бригада из более 50 специалистов и 30 тонн груза. Тем более не могу забыть, как он раз за разом повторял: "Куба, Куба, какие же молодцы!"
После встречи с бригадой, замминистра направил их на ближайшее футбольное поле, где они разбили палаточный городок с собственной кухней. Там, при температурах ниже нуля, кубинские специалисты на протяжении следующих 10 дней помогали местным потерпевшим, оказывая им всю необходимую помощь.
В наши дни Хоакин является директором Центральной Клиники Сира Гарсиа, возможно, самого престижного медицинского центра Кубы. Это целый институт, который занимается профилактикой и лечением тяжелых заболеваний у людей со всего света, прилетающих на остров в поисках передовых достижений кубинской медицины.
На конец 2017 года, около 49 000 кубинских медицинских работников выполняют международные миссии в 66 государствах, прежде всего в развивающихся странах. Сразу после катастрофического землетрясения в Мексике в сентябре этого года, миссия кубинских специалистов помогла более 13 000 пострадавшим. С 1986 года и по сегодняшний день, более 24 000 детей из Советского Союза и постсоветского пространства прошли на Кубе курсы реабилитации по программе помощи жертвам Чернобыльской аварии.