Просто удивительно, как много астрофизиков-армян работает в известнейших исследовательских центрах по всему миру. Вот, например, два имени, которые пока не очень на слуху у всего научного мира.
Многие ученые склонялись к мысли, что основную массу Вселенной составляет невидимая "темная" материя, наличие которой достаточно убедительно определялось рядом косвенных исследовательских методов. Интересно, что Абазаджян, до поры до времени, к факту существования такой материи относился довольно скептически.
Физик-армянин "проследит" за "непутевыми родителями" и "строгими детьми">>
Но вот совсем недавно, анализируя данные, касающиеся интенсивности гамма-излучения из центральной части нашей Галактики, ученый пришел к выводу, что переизбыток этого излучения вполне может быть объяснен наличием темной материи. Теперь К. Абазаджян полагает, что галактические гамма-лучи имеют непосредственное к ней отношение.
А дальше произошло следующее. Использовав, среди прочих, данные, полученные исследованиями Абазаджяна, Григор Асланян развил теорию о том, что Вселенная имеет форму тора. Не пугаемся, тор – это всего лишь бублик, баранка.
Разумеется, говорить о математически правильной фигуре нельзя, вот Асланян и взялся выяснить, какой именно тор напоминают очертания Космоса. Как говорит астрофизик, "тор может быть как конечным во всех направлениях, так и конечным только в двух, а в одном каком-то бесконечным. Или бесконечным в каких-то двух, и так далее". Мы сейчас пытаемся это представить, а для ученого такой тор – в порядке вещей.
Асланян пользовался различными данными, включая исследования НАСА и работы отдельных ученых, опираясь, в том числе, и на аналитику Абазаджяна. Сбор данных длился семь лет, а потом Асланян наложил результаты обработки на математические модели торов разных типов – здесь пришлось просчитать компьютерным способом десятки тысяч вариантов.
Асланян убежден, что Вселенная имеет форму баранки, но не в привычном нашему сознанию понимании, а бублика, вытянутого в разные стороны, причем неравномерно, словно испеченного неопытным кондитером: ну, когда первый бублик комом.
Исходя из патриотических соображений – "болея", так сказать, за своих – хотелось бы, конечно, чтобы разработки Асланяна и Абазаджяна доказали их правоту. А если серьезно, то, при любых результатах, их труд все равно представляет собой значительный шаг на вечном пути познания Космоса. Ведь даже отрицательный вывод в подобных обстоятельствах есть безусловная научная удача.