"Возделывать землю" — эти слова не про Сюник сказаны, они про другие места, где взгляд не упирается постоянно в вереницу горных хребтов со всех сторон. Однажды, очень давно, сюда пришли люди. Осмотрелись, вздохнули и – что поделать! — начали возделывать горы.
Идет дождь, машина стоит на границе Вайка и Сюника. Там, где из родника течет самая холодная вода на свете. И ветер здесь всегда холодный. Надо почувствовать ломоту в зубах — от воды, и в спине — от ветра, и только потом въезжать в Сюник.
Если бы не этот узкий клин армянской земли, вбитый тоже в армянскую землю, но находящуюся во власти чужака, то история человечества – христианской его части, во всяком случае – пошла бы совершенно другим путем. Преувеличение, думаете? Отнюдь.
Эти горы и эта земля дали Давида Бека и Мхитара Спарапета. А еще здесь были Аксель Бакунц, Серо Ханзадян, Сурен Айвазян – те, кто отстоял Сюник и Армению, кто формировал национальное самосознание и идею.
Соглашение с ЕС и "оживший" Нжде: как Москва оценивает политику Еревана?>>
Здесь прославил свой народ Гарегин Нжде – символ национального самосознания и национальной идеи — для меня и любого армянина, где бы он не находился. Я не стану сейчас пересказывать его биографию или анализировать литературные и философские труды этого человека. Он и его труды в этом не нуждаются. Нжде стал спасением нации почти столетие назад, и произошло это здесь, среди сюникских гор.
Татевский монастырь. Сегодня здесь канатная дорога и полно туристов, а семь столетий назад святой Григор Татеваци вершил делами Татевского университета и писал блестящие богословские труды. Через 600 лет после него в этих стенах был провозглашен Лернаайастан, Республика Горная Армения, в противовес Армении советской. Это было продиктовано необходимостью выждать время, пока решалась судьба той Армении, что находилась в руках большевиков.
Гарегин Нжде возглавил Лернаайастан как премьер-министр, военный министр и министр иностранных дел. Затем Горная Армения приняла название Республика Армения, как наследница Первой Республики; премьер-министром стал Симон Врацян, а Нжде остался военным министром – спарапетом. Однако вскоре большевики перешли в наступление, и в начале июля 1921 года Нжде с повстанцами ушел в Иран.
То, что сейчас существуют южные ворота Армении – это заслуга ума и героизма Нжде. Он ушел на другой берег Аракса, в Иран – ждал воссоединения Сюника с остальной частью Армении, и ушел, дождавшись. Ушел, понимая, что борьба с большевиками приведет к жертвам среди его народа.
Я возвращаюсь в Горис, под дождем. В центре этого маленького, невероятно красивого и уютного города в горах есть маленький дом. Почти столетие назад с его балкона выступал Гарегин Нжде, о чем свидетельствует памятная табличка. Говорил он, возможно, такие слова.
"Моя жизнь была борьбой против феодальной Турции, исторического убийцы народов и культур. Всю мою деятельность обусловила непримиримая и справедливая ненависть к Турции, убившей половину моего народа. Как военный — я не профессионал, а патриот-революционер. А потому к рукоятке меча я притрагивался только тогда, когда была возможность нанести удар Турции, существование которой я считал и продолжаю считать злом. Моя борьба была направлена не против турецкого народа, а — державы".
Переселение армян в Россию, или Что Екатерина II cделала для армянского народа>>
Сегодня наследники и продолжатели дела той державы, и просто дилетанты, мстят национальному герою Армении. От него не убудет, он сделал все, что мог.
Мы обязаны хранить и оберегать национальную идею. А Гарегин Нжде – столп, опора этой идеи, гарант существования сегодняшней Армении – родом из прошлого. Никакие вымыслы и клевета о нем ни на йоту не умалят его величия и непреходящего для нас значения.
И в конце не удержусь, приведу еще одну цитату из Нжде. Это уже послание нам, сегодняшним. Да и будущим нам, к сожалению…
"В течение всей нашей истории — задумайтесь над этим — богач-армянин не стал братом армянскому интеллигенту, не попытался сблизиться с силами, играющими судьбами народов. Одного лишь богатства измирских армян хватило бы, чтобы купить всю Армению. Будь проклята религия собственного благополучия — источник всех прошлых и нынешних бедствий нашего народа!".