Лаура Саркисян, Sputnik
Грузия сделала шаг со своей стороны, подписав контракт со Швейцарской компанией SGS (Société Générale de Surveillance SA), теперь решение за Россией. Однако подписание соглашения не означает, что стороны перейдут к его имплементации, следовательно, надежды Армении на открытие в скором времени альтернативного Ларсу сухопутного пути не оправдаются, считает научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.
Соглашение было подписано после того, как Тбилиси снял вето на вступление России в ВТО. Согласно условиям соглашения, торговые коридоры из России должны проходить через территорию Абхазии и Южной Осетии, которые не контролируют власти Грузии. При этом стороны обязались пригласить международных посредников для контроля потока грузов и их маркировки. В результате выбрали швейцарскую компанию SGS.
Проблемный Ларс: куда податься армянскому экспортеру>>
"Контракт — заключительный раунд переговорного процесса российско-грузинского соглашения. Грузия со своей стороны сделала шаг, теперь решение подписывать или нет контракт — за Россией. Если не возникнет никаких проблем, и будет создан комитет с участием трех сторон, только тогда можно говорить об имплементации соглашения", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Меликян.
По словам Меликяна, подписание Россией контракта с SGS вовсе не означает, что стороны сразу приступят к имплементации соглашения, так как по сей день есть нерешенные проблемы. В Грузии транзит и торговля по указанному в соглашении маршруту воспринимают, как признание независимости Абхазии и Южной Осетии. В 2011 году Тбилиси дал согласие на вхождение России в ВТО, чтобы российско-абхазская и российско-юго-осетинская граница, которую она не признает, находилась под мониторингом, сказал эксперт. Грузия также должна внести поправки в законодательство, в частности изменить закон "об оккупированных территориях", запрещающий международную торговлю.
Россия, в свою очередь, должна добиться компромисса от Абхазии и Южной Осетии, так как Тбилиси сегодня не пойдет на признание де-факто Абхазии и Южной Осетии.
"Рано думать об альтернативе Верхнему Ларсу. К этой теме можно вернутся только после имплементации соглашения, после того, как по указанному в нем маршруту пойдет поток грузов", — сказал Меликян.
"Правящая элита в Грузии пошла на подписание соглашение с SGS, чтобы оппозиция больше не могла упрекать ее в бездействии. Сегодня они [правящее большинство] могут смело заявить, что торпедирует реализацию договора от 2011 года российская сторона", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Мамрадзе.
Он уверен, что вопрос имплементации соглашения и, как следствие, разговоры об альтернативе Ларсу для армянских товаров, надолго закрыт.
Несмотря на это, Армения все-таки надеется на открытие альтернативного Верхнему Ларсу сухопутного маршрута. Эксперты называют два пути: железная дорога через Абхазию и транскавказская магистраль через Рокский тоннель.