Это единственная сухопутная дорога, связывающая Армению со странами ЕАЭС, и она проходит через Грузию.
Вот на таком фоне президент Армении Серж Саргсян прибыл в Грузию с двухдневным официальным визитом. Обычно перед официальными визитами идут сообщения, что к обсуждению подготовлены вопросы по проблеме прямого сухопутного сообщения Армении с Россией, альтернативные Верхнему Ларсу. Справедливости ради скажем, что такая информация часто бывает и не приуроченной к встречам на высоких уровнях.
Дело в том, что есть российско-грузинское соглашение "О торговых коридорах", подписанное в 2011 году, и оно напрямую касается торгового сообщения через Южную Осетию и Абхазию.
И вот перед визитом Саргсяна грузинский премьер сказал так: "Армения могла бы теоретически воспользоваться (исключительно при форс-мажорных обстоятельствах) транспортными коридорами через Абхазию и Южную Осетию для доставки товаров из России". За этим будет, по идее, следить швейцарская компания SGS, которая должна обеспечивать мониторинг транзитных грузов, поставляемых Арменией или Россией.
"Подарок" Армении от властей Грузии не переварила оппозиция — скандал в Тбилиси>>
Но грузинский премьер подчеркнул также, что вопрос далеко не решен, поскольку документ еще не подписан российской стороной. Поэтому переговоры продолжаются, а "определенные условия, выдвинутые Россией, неприемлемы для нас", — добавил Квирикашвили. Для практической реализации соглашения нужно, чтобы и Россия подписала аналогичный контракт со швейцарской компанией и стороны начали выполнять предусмотренные соглашением обязанности.
Тут, конечно, возникают определенные вопросы, касающиеся "форс-мажорных обстоятельств". Во-первых, что будет считаться таковыми: вот закрытый четыре дня Верхний Ларс – это форс-мажор, или нет? Если да, то Ларс почти круглый год живет либо непосредственно в форс-мажорных обстоятельствах, либо в их ожидании в любой момент. Зимой – снег, весной, летом и осенью – ливни и селевые потоки…
В обозримом будущем Армении не стоит рассчитывать на изменения "закрытого режима" со стороны западного и восточного соседей, это понятно. Северное же направление крайне важно по очевидным причинам.
Очевидно, однако, что склонность Грузии к открытию действовавших ранее и, возможно, новых дорог вовсе не обусловлена исключительно дружеским жестом по отношению к Армении. Добрососедские отношения с Грузией, равно как и нормализация отношений наших северных партнеров с Россией, необходимые условия для воплощения уже найденных, в принципе, транспортных альтернатив.
Свет в конце коридора: Армения избавится от проблемы Верхнего Ларса?>>
В стремлении Грузии к новым транспортным коридорам, и в Россию в том числе, присутствуют, в первую очередь, иные объективные соображения. Неоднозначные политические и экономические отношения с Россией, при понятности и легкой объяснимости причин этого, привели к непропорционально большой зависимости Грузии от турецко-азербайджанского влияния. И это, разумеется, по большому счету не может устраивать Тбилиси. Тем более сегодня, когда налицо непредсказуемый и авантюрный Эрдоган, а в этих условиях многие вопросы сближения Грузии с Европой и – шире – с Западом, могут вступать в явные и неявные противоречия с турецкой и даже азербайджанской позицией.
Все это в той или иной мере сковывает разновекторность грузинской политической маневренности. И открытие новых транспортных коридоров и экономических связей, в том числе и с Россией, позволят Грузии вздохнуть свободнее.
Даже принимая во внимание немалую степень "недосказанности" в грузино-российских отношениях.