На протяжении 2017 года, как, впрочем, и любого другого, рост цен в Армении достиг апогея осенью и к новогодним праздникам. И если мы, связанные непонятной необходимостью отметить новый год непременно изобильной едой, привыкли к предпраздничному росту цен, то предшествующие скачки многим показались просто возмутительными.
Проще (и условно) говоря, те, от кого это зависит, проснулись одним прекрасным утром и решили, что товары, которые они поставляют на местный рынок, что-то дешевы, это никуда не годится и надо бы поднять цены. А поскольку для широкой армянской души 1-3 процента – не надбавка, рост цен стал исчисляться десятками процентов.
Новый рост цен после праздников — какие сюрпризы ждут армян>>
Определенные круги утверждали, что все это связано с членством Армении в ЕАЭС и Таможенном Союзе – мол, пересматриваются налоги, акцизы, тарифы и прочее, потому и дорожает все вокруг. А вот если бы мы вошли в ЕС, если и не говорили, то подразумевали они, то все сразу стало бы продаваться по смешным ценам.
Но дело в том, что спекулятивный до очевидности рост цен начался задолго до того, как механизмы нового экономического сообщества стали применяться на практике. Они и сейчас еще не задействованы полностью – но мы опять вторгаемся в компетенцию специалистов. Поэтому посмотрим на все немного под иным углом.
Народ ворчал, но в супермаркетах толпился, образуя трехслойные круги предпраздничных очередей особенно вокруг мясных и колбасных отделов. Торты с пирожными заказывались за полмесяца, спиртное тоже закупалось вовсю – в общем, все, как обычно, и даже ворчание не выходило за рамки средних децибелов.
Но цены на сей раз скакнули явно высоко, до такой степени, что даже власти, обычно относящиеся к таким явлениям с олимпийским спокойствием, показали признаки обеспокоенности, и сам президент страны созвал представительное совещание по этому поводу.
"Топ-10" экономики Армении в 2017: почему заживем лучше, или Чем себя утешаем>>
А вот теперь посмотрим, как отнеслись к тревожной ценовой эпопее те, кто по какой-то неведомой кроме них самих причине, называет себя "оппозицией". А никак не отнеслись. Или почти никак. Во всяком случае, кроме дежурного возмущения двух-трех человек в прессе, ничего не припомнить. При этом не было дано никаких рекомендаций по выходу их этого кризиса, никаких даже приблизительных программ, полезных для решения проблемы.
Впрочем – нет, виноват. Вот альянс "Елк" ("Выход") созывает шествие против подорожания – прогулки по городу с мегафонами, наверное, самый действенный метод борьбы с подобными явлениями. Эти митинги, самозарождающиеся, перед праздниками у каждого прилавка были.
Шествие, получается, метод, а вот парламентская трибуна, которой может воспользоваться "Елк" — не метод. Организаторов, видно, вдохновили недавние беспорядки в Иране, вызванные, как сообщали определенные СМИ, "подорожанием яиц". Возможно, иранские яйца и оказались в определенном смысле "роковыми", но это если забыть про фактор США, Израиля и Саудовской Аравии. А фактор этот привязать к себе может и яйца, и неурожай фиников на побережье Персидского залива.
Свободная экономическая зона "Мегри": беспошлинный рай с оборотом в $100 млн>>
На встрече с журналистами в пятницу экономист, глава Центра инновационных и институциональных исследований Атом Маргарян сказал правильные слова: "Необходимо правильно использовать имеющиеся возможности и выдвигать программы решения экономических проблем в Национальном Собрании, а не на улицах столицы".
И добавил: "Подобный стиль борьбы против подорожаний напоминает борьбу Дон Кихота против ветряных мельниц. В действительности — это лишь попытка набрать политические дивиденды, а не решить проблему в корне". И с Маргаряном можно согласиться.
А иранский сценарий у нас не повторится, во всяком случае, сейчас. Устраиваемые постфактум шествия ничего не изменят – реальные дела не делаются после того, как все уже закончилось и выдержана внушительная пауза. Для верности, чтобы как бы чего не вышло.
Уже поздно и бессмысленно. А если погулять охота – это не возбраняется.