Отклики на призыв министра обороны Армении Вигена Саркисяна к сбору средств на операцию для военнослужащего Альберта Даллакяна вырвали из праздничной спячки как минимум "соцсетевую" часть армянского общества. Многие отвлеклись от фотографирования себя на фоне елок и салатов с толмой, и приняли живейшее участие в дискуссии.
А дискуссия развернулась острая. Министра не замедлили обвинить в ханжестве и показном милосердии, определения порой давались хлесткие настолько, что пришлось вступиться вице-спикеру парламента Эдуарду Шармазанову.
Интересно другое – почему естественный, благородный и понятный призыв так взволновал людей?
Ответ на этот вопрос не придется долго искать. У правительства есть все возможности, рычаги и средства, чтобы оплатить 45 тысяч долларов – сумму, необходимую для операции. Хотя бы из того же фонда "1000 драмов", создание которого в свое время тоже наделало немало шума.
Если бы министр (или кто-либо другой, или группа людей) могли и хотели бы помочь военнослужащему сами, без привлечения общественности, они бы это сделали – либо анонимно, не афишируя себя, либо заявив о своем участии постфактум. И в том, и в другом случае поступок был бы понят и оценен адекватно.
Абсурд по-еревански, или Когда стерилизация собак дороже ремонта лифтов>>
Министр обороны, видимо, решил, что акция сбора средств всем, что называется, миром, больше подходит для конкретного случая. И в этом тоже, повторюсь, ничего плохого не увидеть.
Причин возмущения много и, собравшись воедино, они породили снежный ком негатива. Во-первых, говорят о том, что офицер, ранивший Даллакяна, никак не наказан и до сих пор служит в армии. И это вполне может быть в имеющихся у нас реалиях.
Далее – люди и так отдают деньги в упомянутый "тысячедрамовый фонд", и готовы отдать намного больше, но с гарантией, что средства дойдут по надлежащему адресу, а не осядут в чиновничьих карманах. Вице-спикер НС Шармазанов сказал в понедельник, что из выплат в фонд поддержки военнослужащим – по тысяче драмов с каждой зарплаты в республике – любая копейка доходит по назначению.
И то, что идея создания этого фонда была принята в штыки, имеет то же объяснение. В свое время некоторые депутаты, выступавшие с критикой его создания, проголосовали, тем не менее, "за", учитывая возможность возникновения ситуаций, подобных описываемой. Да и совесть не позволяла выступить в таком вопросе "против".
А сегодня объявляется дополнительный сбор средств. Не будем считать деньги в чужих карманах. Но надо признать, что неполные 50 тысяч долларов можно найти за пару часов, если инициатором сбора выступает ведомство весовой категории министерства обороны. И не привлекать к этому людей, без того измотанных безобразным повышением цен, налогов с зарплат, безработицей и прочими прелестями армянской действительности.
Ереван перелопатят: какие районы армянской столицы окажутся в плену пробок>>
А сейчас, фактически, люди без вины виноваты. Виноваты, вернее – поставлены в положение виноватых, потому что не внести посильный вклад в излечение раненого солдата – бессовестно и некрасиво, если можешь это сделать. С другой стороны вполне вероятно, что твое пожертвование на благородное дело уйдет в какой-либо и без тебя пухлый карман, и не надо говорить, что это исключено. Такие вещи у нас никогда не исключены, и похлеще бывало. И поэтому и сейчас нет, если можно так выразиться, уверенности в "чистоте эксперимента".
Вот это самое проклятое "если бы"…