ЕРЕВАН, 22 янв — Sputnik, Лаура Саркисян. Вопрос о поиске альтернативы Верхнему Ларсу — результат азербайджанского лоббизма в Грузии, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
"Разговоры о каких-либо преимуществах, которые Грузия готова предоставить Армении — результат активного азербайджанского лоббизма. Кроме того, оппозиция в Грузии не всегда задумывается о том, какие претензии предъявляет правительству — это тоже сказывается на "градусе бурления" темы", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Силаев.
По его словам, сегодня открытие маршрутов через Южную Осетию и Абхазию нереально — грузинская сторона пока не выполнила требование соглашения 2011 года с Россией "Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли". По соглашению, Тбилиси должен взять на себя таможенное оформление товаров, поставляющихся с территории Грузии на территорию Абхазии и Южной Осетии. Выполнение этого требования, считает эксперт, означает автоматическое признание Грузией независимости Абхазии и Южной Осетии, на что официальный Тбилиси не пойдет.
"Грузия неоднократно отрицала, что соглашение не действует по ее вине. Тем не менее, это именно так ", — сказал Силаев.
Мониторинг грузов должна осуществлять швейцарская компания SGS, с которой грузинская сторона уже оформила контракт. Ожидается, что в конце января то же самое сделает Россия; это позволит перейти к непосредственной имплементации российско-грузинского соглашения 2011 года.
Бывший руководитель аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе не уверен, что Россия подпишет соглашение.
"Прогнозировать трудно. Но очевидно, что задерживает реализацию соглашения российская сторона. Что касается Грузии, она не только оформила контракт с SGS, но и объявила об этом публично", — сказал Мамрадзе.
По его словам, грузинская сторона обладает необходимой политической волей, чтобы принципиально согласиться на транзит товаров по Рокскому тоннелю в Северную Осетию.
По утверждению Мамрадзе, против эксплуатации этого маршрута выступают Абхазия и Южная Осетия: в обмен на реализацию российско-грузинского соглашения от 2011 года они требуют признания своей независимости со стороны Тбилиси.