ЕРЕВАН, 21 дек – Sputnik, Лаура Саркисян. Заявление премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили о том, что армянские товары в форс-мажорных случаях могли бы проходить по транспортным коридорам через Абхазию и Южную Осетию, вызвало шквал эмоций у грузинской оппозиции, спровоцировав скандал.
"Ни один из пунктов подписанного нами договора не направлен против интересов нашего государства. Подчеркиваю, в форс-мажорной ситуации, этим коридором через Цхинвали (по Рокскому тоннелю) могут воспользоваться Турция, Армения и другие страны, которые пользуются транзитным статусом страны", — сказал Квирикашвили.
Заявление премьера Грузии вызвало негодование в оппозиционных кругах, что, по меньшей мере, странно – ведь именно они в 2011 году были инициаторами соглашения с Россией. Соглашение было подписано после того, как Тбилиси снял вето на вступление России в ВТО. Согласно условиям соглашения, торговые коридоры из России должны проходить через территорию Абхазии и Южной Осетии, которые не контролируют власти Грузии. При этом стороны обязались пригласить международных посредников для контроля потока грузов и их маркировки. В результате выбор пал на швейцарскую компанию SGS.
"Такое решение, позволить Армении провозить свои товары по этим коридорам, никак не связано с этим соглашением", — сказал Вашадзе в эфире телеканала "Рустави-2".
Он также, от имени всей оппозиции, призвал власти Грузии раскрыть детали контракта со швейцарской компанией, заключенного 19 декабря.
Эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян считает такие разговоры не более, чем поводом в очередной раз раскритиковать правящую элиту.
"Оппозиция, в прошлом правящая партия, которая сама дала согласие на российско-грузинское соглашение, сегодня обвиняет власти. Аргументируют они это тем, что их в свое время принудили США, то сегодня никто не принуждает нынешние власти заключать подобный контракт", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Меликян.
Эксперт не исключает, что за внутренними разбирательствами в Грузии могут стоять и третьи страны. Любая разблокировка, увеличение транспортных и коммуникационных возможностей для Армении беспокоит соседние Азербайджан и Турцию.
"Грузия должна определиться и решить, кем хочет быть – коридором или перекрестком", — сказал Меликян.
Роль "перекрестка" позволит Грузии вести диверсифицированную внешнюю политику и торгово-экономические отношения. Этим Тбилиси обеспечит поток товаров по линиям "Запад-Восток", "Север-Юг", что станет противовесом для совместных с Баку и Анкарой проектов.
Однако с экономической точки зрения наиболее приемлем для Армении маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по коридору через Южную Осетию. Он длиннее Ларса на 80 км, но осетинский маршрут предпочтительней по причине более комфортных климатических условий и рельефа.
Железнодорожная коммуникация нефункциональна: транспортировка из России в Армению поездом может занять до 40 дней. Паромная же переправа — удовольствие дорогое. Дорога через Дагестан (Аваро-Кахетинская дорога — ред.) тоже плохая альтернатива, так как, во-первых, она небезопасна, а во-вторых, требует немалых вложений до начала эксплуатации.