Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Позицией Армении не стоит пренебрегать даже региональным и мировым сверхдержавам
В интервью французскому изданию L'Express президент Саргсян затронул вопрос об отношении Армении к иранской ядерной сделке, ставшей камнем преткновения на международной политической арене.
С одной стороны понятно, что позиция официального Еревана по этому вопросу на распределение сил в образующихся альянсах особо не повлияет: там действуют политические сверхтяжеловесы —Россия, Китай, Америка, страны Евросоюза. Однако не следует забывать, что речь идет о таком чувствительном регионе, как Южный Кавказ, за влияние в котором, собственно, и борются сверхдержавы.
Азербайджан строит новую логистику региона, лишь бы удержать в блокаде Армению>>
С этой точки зрения позицией Армении — одного из региональных игроков, пренебрегать может разве что Америка, которая находится на другом конце земного шара, однако вовсе не европейские страны, и не Россия.
И уж тем более нельзя сбрасывать Армению со счетов, учитывая не только политические, но и экономические интересы, связанные с Ираном.
Многогранные политико-экономические взаимоотношения Армении и Ирана
Политический подтекст взаимоотношений между Арменией и Ираном более чем прозрачен, логичен и понимаем. Хотя бы потому, что наш южный сосед, как минимум, является противовесом Турции, которая не скрывает своей враждебности по отношению к Армении уже на протяжении 30 лет. Например, не поддерживает никаких дипломатических отношений вплоть до отказа от ранее достигнутых договоренностей.
В дипломатической среде выдвижение новых условий в середине уже запущенного политического процесса недопустимо само по себе. Что уж говорить о случае, когда изначально была достигнута договоренность об абсолютном отсутствии предварительных условий. Но речь сейчас не об этом позоре Анкары на международной политической арене.
Тем более ценна позиция официального Тегерана, сумевшего все эти годы сохранять нейтралитет, хотя Баку и делает все возможное, чтобы придать карабахскому конфликту религиозную окраску. Это, кстати, армянский президент в интервью L'Express подчеркнул особо.
Иран "проболтался": Армения готовится к переговорам о расширении поставок иранского газа>>
Что касается экономической составляющей взаимоотношений Армении и Ирана, то тут следует упомянуть несколько факторов. В первую очередь, логистическую составляющую, с помощью которой Армения надеется разорвать 30-летнюю глухую транспортную блокаду, в которой ее держат с запада и востока два тюркских государства – Турция и Азербайджан.
Затем, видимо, необходимо упомянуть нынешние геополитические реалии. Исходя из них, можно предсказать дальнейшее тесное сближение Ирана с Россией и вообще с ЕАЭС, что в свою очередь на руку Армении. Ведь на Южном Кавказе именно она – полноценный и полноправный участник Евроазиатского экономического союза, сближение с которым отвечает интересам того же Ирана.
У Еревана и Парижа единое мнение об иранской ядерной сделке
Ну, а что касается конкретно иранской ядерной сделки, на которой с точки зрения Вашингтона сошелся клином белый свет, то тут уже, к сожалению, американским высокопоставленным чиновникам Армения даже при желании ничем помочь не может.
И дело не только в том, что Армении необходим Иран свободный, не находящийся под гнетом международных санкций. Именно на такого соседа, как уже было сказано, у Еревана имеются серьезные виды экономического (в частности – логистического) плана.
Причем и тот, и другой американский союзник исключительно тесно общается и взаимодействует с Азербайджаном, и этот факт, по идее, должен бы изначально диктовать поведение Еревана и в региональной, и в глобальной политике.
Даст ли Ереван "добро"? Без Армении газовой сделки между Ираном и Грузией не будет>>
А если к этому добавить, что сам Евросоюз (тот же Париж, основной союзник и партнер Еревана в Европе) вовсе не в восторге от требования, вернее даже — откровенного диктата Вашингтона в вопросе "иранской ядерной сделки", то и получается, что у Еревана в этом плане двух мнений быть не может.
О чем, собственно, и уведомил французскую аудиторию армянский президент в интервью L'Express, сообщив также, что его французский коллега Макрон согласен с тем, что соглашение от июля 2015 года по ядерной программе Ирана носит абсолютно конструктивный характер.