В историю Лианозовы вошли как крупнейшие нефтепромышленники, владельцы нефтяных компаний. Наряду с Александром Манташевым, семья Лианозовых известна своей благотворительностью, в том числе, и в пользу соотечественников армян.
Однако первоначальный капитал династии Лианозовых был заработан не на добыче "черного золота", а на производстве черной каспийской икры. Вернее – серой икры, если обладаешь неплохим цветоразличением, такая уж она у каспийских рыб.
Георгий Мартынович Лианозов (урожденный Геворг Мартикович Лианозян) принадлежал к армянам, чьи предки в XVII веке были переселены персидским шахом Аббасом в Исфахан. Он родился в 1835 году, в кахетинском селе, а тридцатилетним уже служил присяжным поверенным Московского коммерческого суда.
Возможно именно на этой службе, изучая разные юридические тонкости в связи с коммерцией, Лианозов открыл в себе соответствующую жилку. Еще и случай помог, как водится, но тут уже, что называется, нет худа без добра.
Манташев, которого знал Ротшильд: он построил церковь там, где больше всего грешил>>
Дело в том, что рыбные промыслы достались ему после кончины брата, Степана Мартыновича, 1-й гильдии купца из Астрахани. Тот получил от персидского шаха концессию на монопольное право рыбной ловли в устьях рек, впадавших в Каспийское море. В пяти речных устьях он основал по фабрике, выпускавшей черную икру, каждая фабрика перерабатывала определенную породу осетровых. А зацепиться за рыбный промысел Степану Мартыновичу во многом помогли русские староверы, жившие в персидском порту Энзели.
Ну, а Георгий Мартынович добился монополии на производство икры и, в качестве подданного Российской империи, прославил свой продукт на всю планету, под знаменитым и поныне брендом "Русский Деликатес". Тогда это, правда, называлось не "бренд", а "торговая марка".
Осетровая икра от Лианозова заполнила магазины в европейской части России и в самой Европе, "Икорные дома Г.М. Лианозова и Ко" открылись в Москве, Петербурге и Париже. Икорные "бутики", как бы их сейчас назвали. От брата же, в наследство, Георгию Лианозову перешли и нефтяные разработки.
В 1872 году на аукцион в Баку были выставлены нефтяные поля. Стартовая цена составляла 1310 рублей, Степан Лианозов за 26 с небольшим тысяч выкупил участок с шестью нефтяными скважинами – не надо улыбаться числительным, тогда это были очень большие деньги. Эти нефтяные промыслы и перешли во владение брата Георгия.
Через два десятилетия, в 1896 году, Георгием Лианозовым было основано "Русское нефтяное общество" (РУНО) с главной конторой в Санкт-Петербурге, курировавшее нефтяные промыслы в Бакинском уезде и керосиновый завод в самом городе. РУНО составило серьезнейшую конкуренцию тогдашним нефтяным гигантам — фирмам Ротшильда, "Товариществу братьев Нобель" и англо-голландской "Шелл".
Не забывал Георгий Лианозов и о жизни, протекавшей помимо бизнеса. Потомственный почетный гражданин Москвы, Лианозов помогал, чем мог, а мог немало, Александровской общине сестер милосердия, а кроме того, выполнял обязанности старшего члена совета Каспаровского приюта для бедных армян. В 1895 году в Красном Селе была построена церковь Св. Николая Чудотворца — половину расходов Лианозов взял на себя.
Георгий Лианозов приобрел в 1888 году село Алтуфьево – в те стародавние времена село находилось намного дальше московских окраин. На его средства между селом и Савеловской железной дорогой был построен дачный район, ставший впоследствии частью нынешнего поселка Лианозова.
Поселок, ставший в каком-то смысле прообразом нынешней Рублевки, начали строить в 1903 году, причем масштаб строительства был невиданный. Буквально за год в густом лесу появилось около сотни двухэтажных домов, да со всякими верандами и балконами, кокетливыми участками с цветниками и прудами.
Так же мгновенно к дачам подвели дорогу и провесили телефонные провода – словом, элитарный, как сказали бы сейчас, район застройки. У железнодорожной станции круглосуточно дежурили такси – сиречь извозчики, разумеется. У московских предпринимателей и обеспеченной прослойки интеллигенции здешняя недвижимость пользовалась большим спросом и принесла инвестору немалый капитал.
Поселок получил название Лианозово. Что интересно, это название сохранилось и при большевиках, несмотря на то, что сын Георгия Мартыновича, названный Степаном в честь покойного брата, продолжатель отцовского дела, мягко говоря, не питал никакого пиетета к большевистской власти, и активно работал против нее. Достаточно сказать, что он возглавлял Северо-западное правительство, сформированное в Эстонии генералом Юденичем.
Но жизненный путь Степана Лианозова – отдельная интереснейшая страница истории династии, и обо всем в свою очередь.