Ашот Сафарян, Sputnik
Альтернативные источники энергоносителей в Армении периодически становятся предметом обсуждений на уровне экспертов и политиков. При этом в качестве одной из альтернатив рассматривается иранский газ, который якобы может и должен прийти на смену российскому. И, соответственно, тему эту время от времени подливают сами иранцы, правда, в присущей иранской дипломатии завуалированной форме.
Между тем, как заявил на прошлой неделе замминистра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Айк Арутюнян, конкретные предложения действительно озвучивались иранской стороной в ходе приватных бесед. Какие именно – вопрос конфиденциальности переговоров. В любом случае, как он заверил, пока более выгодных предложений, чем цена на российский газ, не поступало.
Надежда есть: ереванцев могут посадить на автобусы с армянским топливом>>
Известно, что с апреля 2016 года Армения получает от России газ по 150 долларов за кубометр (вместо прежних 165). Это соглашение было продлено осенью 2017 года в ходе визита в Ереван премьер-министра России Дмитрия Медведева и его встречи с армянским коллегой Кареном Карапетяном.
Армению и Иран связывает газопровод, введенный в эксплуатацию еще в 2007 году. Поступающий по ней иранский газ используется для Ереванской ТЭЦ и, в небольших объемах, 5-го энергоблока Разданской ТЭС. Часть произведенной там электроэнергии экспортируется обратно в Иран, другая часть остается в Армении. Пока газопровод заполняется примерно на 20% в год. Между сторонами действует бартерная схема — Армения в обмен на получаемый из Ирана 1 кубометр газа поставляет 3 кВт. ч электроэнергии. А общий объем поставок иранского газа в Армению составляет порядка 400 миллионов кубометров газа ежегодно.
Иран добывает ежегодно порядка 172 миллиардов кубометров газа, из которых 170 миллиардов сам же и потребляет. На экспорт, таким образом, остается 2 миллиарда кубометров.
"Понятно, что говорить о каком-то наращивании экспорта и, тем более, конкуренции с российским поставщиком на данном этапе как минимум несерьезно", — сказал Манвелян в интервью Sputnik Армения. Он заметил, что соседняя Турция, к примеру, закупает иранский газ по цене 400 долларов за 1 тыс. кубометров. С учетом этого, непонятно, какую скидку должен сделать Иран для Армении, чтобы Ереван "переключился" на иранский газ вместо российского.
Иран и Армения начнут "бросаться" электричеством с утроенной силой>>
Наращивание Ираном объемов экспорта требует крупных инвестиций.
"Да, инвесторы сейчас вкладывают средства в разработку крупного месторождения Южный Парс на берегу Персидского залива. Но добываемый здесь газ поступает в основном в Индию и Китай", — говорит эксперт.
Активное участие в строительстве терминалов на иранских портах принимает и российская сторона. Иранцы поставили перед собой задачу удвоить объемы газодобычи к 2020 году. Манвелян считает эту задачу несколько нереалистичной.
Все вышеизложенные факторы позволяют предполагать, что заявления иранской стороны о выгодных предложениях для Армении имеют скорее политический, нежели экономический подтекст, считает наш собеседник.
"Пропускная способность газопровода Иран-Армения – 2,3 миллиардов кубометров, — вполне достаточна для того, чтобы обеспечивать Армению необходимыми объемами газа при чрезвычайных ситуациях, при аварии на грузинском участке российского газопровода, например", — заявил он.
Скандал с "армянским газом" не утихает: в Грузии будут судить "Газпром">>
Необходимость в строительстве газопровода с большей пропускной способностью возникла бы только в случае, если бы иранская сторона подписала с Евросоюзом договор о поставках газа через территорию Армении. И строился бы трубопровод не за счет Армении, поскольку в таких случаях создаются консорциумы, которые, собственно, и финансируют прокладку транзитной трубы.
Еще одним мифом эксперт считает заявления о том, что Армения не может закупать газ у других стран без разрешения на то "Газпрома".