Арам Гарегинян, Sputnik
Что отпугивает инвесторов от Армении? Они не уверены, что если здесь компания по отчетности потратила один доллар, она и вправду потратила один, а не тысячу.
"Армянский" вариант ("мамой клянусь!") не работает даже в самой Армении. Что уж говорить о степенных европейцах.
Для этого и составлен законопроект "О регулировании и общественном контроле бухучета и аудиторской деятельности" с сопутствующим пакетом проектов. Их подготовили в феврале 2017 года и отправили в парламент. Но оттуда вернули на доработку. Тем не менее, принцип у законопроекта все тот же.
Снова обязательный аудит
Его предлагается вернуть для компаний, которые превышают минимум два из трех показателей: выручка и оборот – выше двух миллиардов драмов (около $4,15 млн — ред), сотрудников — больше ста.
А чтобы аудит был качественный, выдавать лицензии аудиторы будут себе сами. На первый взгляд звучит странно, но у Минфина есть объяснение. Аудитор – это сложная (и высокооплачиваемая) профессия. И те, кто ей научились, идут в аудиторы, а не в госаппарат.
Поэтому они соберутся в палату (по примеру архитекторов), которая и будет выдавать, а если придется, то и отзывать аудиторские лицензии. Чтобы палата не превратилась в сборище "своих людей" с круговой порукой, за ней будет следить совет при Минфине. Там будут представители и экономических ведомств, и частного сектора.
Саму палату будет раз в три года проверять авторитетные независимые специалисты (например, бывшие менеджеры из компаний "Большой четверки"), отмечает начальник управления методики бухучета Минфина Армении Карен Алавердян.
Не только за совесть, но и за кошелек
А как сделать, чтобы скрывать оборот и налог было не только совестно, но и попросту невыгодно? Понимать это будут тем лучше, чем больше в Армении будет зарубежных инвесторов и программ для бизнеса.
"Все это можно получить, только если работаешь легально. А те, кто останется в тени смогут рассчитывать на инвестиции только своих владельцев. Этого для развития недостаточно", — отмечает Арман Ватян, руководитель финансового управления Всемирного Банка по Центральной Азии.
В Грузии уже действует система, которую задумали в Армении. Причем начали они позже (и многое переняли из армянского проекта), а закончили раньше: система аудита по международным стандартам действует там уже больше года.
"Кесарево"
Бизнес Армении не любит, когда его кто-то проверяет. Более того, он не привык проверять даже сам себя.
Очень многие путают финансовую отчетность с налоговой, отмечает управляющий партнер Grant Thornton Armenia Гагик Гюльбудагян. А различия тут есть. Например, если у вашего бизнеса есть машина или здание, которые полностью амортизировались, то по налоговой отчетности их нет, а по финансовой – есть. Иными словами, налоговую отчетность бизнес составляет для налоговой, а финансовую – для себя. Иными словами, кесарю — кесарево. Вот с этим как раз и сложно: для многих армянских предприятий отчеты и проверки – хуже "кесарева".
Поэтому компании, которые регулярно работают с западными странами, проходят аудит добровольно. Там без солидного аудита с тобой просто не считаются.
Законопроект хотят ввести в действие с 2019 года. И аудиторам придется немало попотеть, начищая (или скорее отчищая) инвестиционную "вывеску" страны.