Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения.
Не так давно Турция радостно и во всеуслышание провозгласила, что собирается, мол, идти по пути, который ее приведет к полному отсутствию проблем с соседями. С приходом к власти Эрдогана, однако, постепенно стало понятно, что турецкие намерения реализовались с точностью до наоборот: сейчас у страны полное отсутствие соседей, с которыми у нее нет проблем.
Давайте судить непредвзято: пусть мне покажут хоть одну страну-соседа Турции, с которой бы у нее не было очень больших проблем. Азербайджан, разумеется, не в счет. С Арменией все ясно, в Грузии зреет ощутимое недовольство слишком уж большим присутствием Турции, особенно в Аджарии, с Ираном – история, уходящая в средневековье, когда в регионе, собственно, и появились турки, против Сирии же Эрдоган развернул агрессию.
На западе – с Грецией турки чуть ли не в состоянии войны, на Кипре ее не выносят тоже по понятным причинам. Более или менее спокойно с Болгарией, но спокойствие это чисто внешнее: судите сами, какое может быть отношение у Эрдогана к стране, которой турки в свое время учинили (как и многим другим, впрочем) хорошую резню, а Гарегин Нжде и Андраник Озанян – кавалеры высших государственных наград страны. Эти два имени в Анкаре на дух не переносят.
А теперь, похоже, география стран с аллергией на Турцию расширяется. Вот, например, наследный принц и уже де-факто правитель Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман считает Турцию частью "треугольника зла" вместе с Ираном и исламистскими группировками. Серьезные СМИ сообщают, что принц обвиняет Турцию в попытке восстановить Исламский халифат, упраздненный почти столетие назад, когда рухнула недоброй памяти Османская империя.
Прибавим сюда очень непростые отношения со многими европейскими странами – Германия, Нидерланды, Австрия, с Евросоюзом в целом. Чехия даже: совсем недавно пражский муниципальный суд постановил освободить экс-лидера сирийских курдов Салеха Муслима, несмотря на призыв Турции к задержанию и экстрадиции. Разумеется, без дипломатической истерики в лучших традициях Анкары последних лет не обошлось: турецкий посланник чуть ли не обвинил чехов в официальной поддержке терроризма.
Опять Кипр: ситуация в Восточном Средиземноморье резко обострилась из-за газовых месторождений неподалеку от Кипра. Турция, разумеется, считает их "своими", как вообще все на свете, а вот недавние ближайшие турецкие союзники – США – заявляют о "признании права Республики Кипр на разработку ресурсов в ее исключительной экономической зоне".
Председатель Евросовета Дональд Туск говорит теперь, что "действия Турции в водах Кипра противоречат нормализации отношений Анкары с Евросоюзом". И так всюду – Турция со всех сторон окружена проблемами, вплоть до текущих или могущих стать реальными в любой момент вооруженных противостояний.
Российский спасательный круг для Анкары: готова ли Турция к разрыву отношений с НАТО?>>
Когда Эрдоган на чрезвычайном саммите Организации исламского сотрудничества в прошлом году в Стамбуле, созванном из-за намерения США перенести посольство в Иерусалим, назвал Израиль "террористическим государством", то этим он пытался выбиться в лидеры мусульманского мира, возглавить исламское движение. Нельзя серьезно считать, что крайне эмоциональные его выступления были продиктованы искренним возмущением и сердечной поддержкой Палестины – далась она ему, эта Палестина. Самопиар, использование удобного случая, чтобы продвинуть себя, любимого – вот и весь нехитрый подтекст. Кстати, Израиль припомнит при удобном случае Эрдогану слова про "террористическое государство", можно не сомневаться — такие слова даром не проходят.
И тогда было очевидно, что мусульманский мир не хочет видеть Эрдогана своим лидером, а сейчас, после заявления саудовского принца, тем более. Уж если лидер одной из самых, скажем так, неоднозначных стран планеты, называет Турцию частью "мирового зла"… Вот и приплыли: Турция стала злом даже в глазах никогда не страдавших излишней сентиментальностью и толерантностью саудитов.
А ближе к концу марта запланирована встреча Эрдогана с европейскими лидерами. Турецкий президент неоднократно хорохорился, что не нужна, мол, ему Европа, Турция и без нее отлично проживет, но, тем не менее, вопрос о евроинтеграции с повестки дня никогда не снимал.
Пантюркизм 2023: Турция нацелилась на Алеппо и Нахичевань>>
Очевидно, что для Европы вопрос интеграции Турции отложен в неопределенно долгий ящик, и Эрдоган отлично понимает, что неопределенность эта продлится до тех пор, пока он у власти. Или пока не сотворит резких перемен во внешней и внутренней политике, да и в собственном поведении.
Но второе маловероятно, ведь Эрдоган продолжает гнуть свое: "Если Евросоюз собирается двигаться вперед, есть только один путь для этого – дать Турции членство и начать действия, способствующие культурному и экономическому росту". То есть, в переводе на понятный язык – я буду продолжать творить все, что мне заблагорассудится, а вы принимайте меня в Европу.
Но – вот странность, не правда ли? – опять и опять Анкара оказывается в изоляции, ибо европейские страны отказываются предоставлять Турции членство в союзе. Вообще уже отказываются, а не на каких-либо определенных условиях. А усложнившиеся отношения с США ставят Турцию в еще более сложное положение.
Эрдоган сам загоняет себя в становящийся все более темным угол, а вместе с собой всю немаленькую страну. А всем вокруг приходится, в дополнение к другим проблемам, постоянно держать ухо востро: нет такого коварства и вероломства, на которое бы не пошел турецкий нео-султан, когда ему в голову ударила османская моча.