ЕРЕВАН, 12 мар — Sputnik. Первая выставка работ тбилисского художника, коллекционера Вигена Вартанова состоялась в Тбилиси спустя год после ухода мастера из жизни. Вартанов всю жизнь противился выставкам, не любил привлекать к себе внимание, пишет колумнист Sputnik Грузия Екатерина Микаридзе.
Мастерской для мастера служил чердак дома, расположенного на улице Агмашенебели. Виген родился в этом доме: вырос, окончил школу и решил поступать в вуз. Еще в школьные годы Виген попал в проекторскую кинотеатра "Колхида". Он хотел стать оператором-постановщиком, но не сложилось.
По тем временам единственной кузницей таких кадров был ВГИК. Но Виген посчитал, что без связей и знакомств пытать счастья не стоит, и остался в Грузии. Пошел работать на киностудию "Грузия-фильм". Проработал там художником-фотографом вплоть до распада киностудии".
Он посвятил большую часть своего творчества черно-белой фотографии. Параллельно занимался трехмерным коллажированием из предметов. Виген работал независимо от условий и состояния здоровья. Идея не была коммерческой, это было просто очень большое удовлетворение художника.
"Он не стремился выставляться и жил в своем мире. У него чудесным образом выходило совмещать – свою работу на киностудии, друзей, творчество", — пишет в своей статье Микаридзе.
При всех талантах Виген не стремился к славе: не испытывал нужды в шумихе и популярности, ему хватало признания друзей и знакомых.
Друзей у Вигена было много и они часто собирались у него дома. Мастер с удовольствием показывал свои работы друзьям, гостям. Эта процедура заканчивалась чаепитием. Художник представить себе не смог бы, что его работы когда-нибудь покинут дом и предстанут на строгий суд зрителя.
"Увидев столпотворение на выставке его работ, Виген умер бы на пороге еще раз", — говорит жена художника Гаянэ.
Виген был визитной карточкой города. Его знали абсолютно все. Про себя мастер говорил — один Виген — один Тифлис. Он коллекционировал вещи, предметы и истории царской эпохи. Интерес к этим романтическим временам у него проснулся рано, лет в 25. Он ходил, фотографировал, знакомился и расспрашивал людей. Мог часами пропадать в любимом районе Сололаки. Общался с людьми старшего поколения, узнавал от них для себя много интересного. Ему нравилось общаться с дамами николаевского времени.
С супругой Виген был знаком задолго до их брака. Он был на шесть лет старше. Двоюродная сестра Вигена была одноклассницей его будущей жены.
"Мы убегали с ней со школы на шатало. Ходить по улицам с сумками нельзя было, мы бы привлекали внимание. Поэтому прибегали сюда, кидали в этот буфет наши портфели и уходили. А когда возвращались, Виген нас развлекал", — вспоминает супруга Вигена — Гаянэ.
То, что это ее судьба, Гая поняла гораздо позже. Виген терпеливо ждал, когда же дозреет фрукт. Это произошло в 24 года.
В последние годы Виген работал над проектом под названием "Тбилисские подъезды". Это не просто коллекция фотографий подъездов и парадных старых тбилисских домов. Это волшебный мир света и теней.
В некогда большом и шумном доме сегодня тихо. Вигена не стало, дети разъехались. Старшая дочь живет в России, один сын в Америке, самый младший из троих, тезка отца, Виген в Тбилиси. Осталась Гаянэ – хранительница здешних сокровищ. Она, конечно же, гостит у детей, но признается, что оставаться подолгу в другом месте не может и возвращается домой.