Отбомбившись, эскадрилья легла на обратный курс. Вдруг штурмовик командира повернул обратно и вновь оказался над пылающим аэродромом противника. ИЛ-2 пошел на снижение, выпустил шасси. Это означало — самолет собирается приземлиться на аэродроме врага. Немецкие зенитки прекращают огонь. За штурвалом ИЛ-а Герой Советского Союза, капитан гвардии Нельсон Степанян.
"Поклонитесь Масису": как мама Андрея Миронова получила полный чемодан армянских туфель>>
Между тем, ИЛ-2 продолжал снижение. И вот уже под ним три уцелевших самолета. Штурмовик сбрасывает бомбы на недобитые немецкие "Юнкерсы", убирает шасси и снова взмывает в небо.
14 декабря 1944 года. Балтийское море. Утро. Группа штурмовых самолетов, под командованием подполковника Степаняна летит атаковать корабли противника. На подходе к цели их пытаются перехватить немцы. Истребители сопровождения советских ИЛ-ов вступают в бой. Эскадрилья Степаняна беспрепятственно долетает до немецких кораблей и атакует их. Шесть немецких махин идут ко дну.
Штурмовики поворачивают обратно. На аэродром возвращаются все. Кроме командира.
Это был двести пятьдесят девятый по факту и последний по счету боевой вылет дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна.
Отступление первое, чисто личное.
Дольше всего Нельсон Степанян летал в военном небе Балтики — защищал Ленинград. Для многих людей старшего поколения Ленинград ассоциируется не только с "крейсером Аврора", "колыбелью революции", "второй столицей" или "белыми ночами", а еще и с именем Нельсона Степаняна. Потому недавняя попытка переименовать Ленинградский проспект во что-то иное показалась автору неуместной.
Хотя памятников герою немало: в Ереване, Степанакерте, Шуши (демонтирован властями Баку — восстановлен властями непризнанной НКР), в Лиепае (из постсоветской Латвии перенесен в Калининград), Ульяновске, Санкт-Петербурге. Имя героя носят улицы в Севастополе, Феодосии, школа в Ереване, траулер рижского тралового флота.
Два слова о бюсте героя в ереванском парке тогда имени Кирова. Автор, еще мальчишка, жил на улице Шаумяна прямо напротив парка и однажды, вернувшись после летних каникул, увидел отлитого в бронзу летчика. На гранитном постаменте две залитые золотом звезды, чуть ниже выбито: "Нельсон Степанян". Запомнилось на всю жизнь. Всегда свежие цветы, день Победы школьники часто отмечали у памятника, здесь же принимали в пионеры — узнаванию своих героев и сохранению памяти о них сильно помогало.
К началу войны Степанян налетал триста тысяч километров и за безаварийную работу получил свою первую награду. К тому времени он уже был женат, жили недалеко от аэродрома.
Как встретились полководец Андраник и будущий маршал Баграмян>>
"Если полеты вдруг прекратились и не слышно звука моторов, ты не волнуйся. Это не значит, что я уже разбился. Уже не могу быть долго без людей, поэтому прекращаю полеты. Прислушайся хорошенько, и ты услышишь мой смех. Ведь от нашего дома до аэродрома всего несколько километров", — говорил он жене.
Отступление второе, тоже личное.
Пятидесятые годы прошлого столетия. Проспект Туманяна, дом в растворе которого сегодня магазин "Тысяча мелочей". У подъезда дома можно было видеть "Зим" — тогда сугубо правительственный автомобиль, обслуживавший начальников первого круга. В данном случае — заместителя председателя правительства Армении Левона Седраковича Хачатряна.
В праздничные дни: на заднем сиденье Левон Хачатрян с боевым орденом Красной звезды и другим наградами. За рулем водитель, Демир Степанян, брат Нельсона — наград тоже хватает. Фронтовики надели ордена!
А война еще шла. Из личного боевого счета Нельсона Степаняна к декабрю сорок четвертого года: тринадцать вражеских судов, восемьдесят танков, двадцать семь самолетов, шестьсот автомашин… Делим на количество вылетов — получаем отличный результат.
Армянская кузница героев ВОВ — инфографика>>
Атаковать самолеты противника штурмовики, как правило сопровождаемые истребителями, не могли — они были предназначены исключительно для нанесения бомбовых ударов. Тем не менее: Нельсону Степаняну удалось сбить два немецких бомбардировщика. Потому звучавшее в эфире: "Ахтунг, ахтунг, в небе Степанян!", оповещавшее немецких асов об опасности, было более чем уместно.
Отступление третье, сугубо объективное.
За годы войны звание Героя Советского Союза получили сто шесть воинов-армян, двадцать семь из них — уроженцы Карабаха. Дважды Героями стали двое армян: маршал Баграмян и гвардии подполковник Степанян. Тоже — карабахцы.
Чардахлу – родина великого Маршала Баграмяна и Черной Пантеры>>
Без комментариев.