Лаура Саркисян, Sputnik Армения.
Дружелюбие и армянское гостеприимство помогли известному во Франции предпринимателю Ншану (Джебраилю) Баадуряну в годы Второй Мировой войны спасти 60 семей в Лионе. При его содействии во множестве турецких городов еще в конце 20-х годов XX века было проведено электричество.
А пока был Геноцид…
Ншан Баадурян родился в городе Аксарай – Центральная Анатолия — в начале XX века. Баадурянов, также как и большинства армян того периода, коснулись ужасы Геноцида армян в Османской Империи. Семейную историю в Лионе корреспонденту Sputnik Армения рассказал сын Ншана – Арман Баадурян.
"Мой дед скончался в пустыне Дер-эйр-Зор, а бабушке, моему отцу с братьями и сестрой, удалось добраться в Дамаск, а оттуда в Бейрут. В Бейруте моему отцу предложили сменить имя Ншан на Джебраиль. В то время считалось, что носителям этого имени сопутствует удача", — рассказал Баадурян.
Семья обосновалась в Бейруте, десятилетний Джебраил стал единственным кормильцем семьи: мать по ночам пекла хлеб, он — продавал его американским солдатам в портах города. Бойкость и смышленость армянского подростка не осталась незамеченной солдатами. Перед отъездом в США, они пришли к маме Ншана, с просьбой разрешить им увезти с собой мальчика. Ответ был отрицательным: не паче оставлять семью без кормильца.
"Забываем жен великих мужчин": что предложила армянам мэрия Гренобля>>
Семья еле сводила концы с концами, вскоре братьев Ншана и сестру, французы забрали на пароме в Лион. Ншан с матерью вернулся обратно в Аксарай. Через некоторое время, Джебраиля взял на работу один из местных бизнесменов по имени Логофет. Ншан за годы работы у него добился успеха и дорос до компаньона Логофета, возглавив филиал компании в Стамбуле.
"Мой отец был смекалистым. Он даже умудрился привозить из России нефть в Стамбул, при нем же было проведено электричество в ряде городов Турции. Для этого отец пригласил из Франции специалистов. К 23 годам, он был уважаемым турками армянином, для него все двери были открыты", — сказал Баадурян.
Он собрал сумму и решил навестить своих братьев и сестру, которых не видел более десяти лет. В Лионе Ншан планировал задержаться на месяц, однако его отговорили братья и сестра: в Турции тогда армянам было небезопасно находиться. Они считали, что как только их брат станет туркам не нужен, они сразу же его ликвидируют.
"Отец написал письмо компаньону: "со слезами на глазах пишу, что больше не вернусь обратно. Буду благодарен, если отправишь часть моих сбережений", — рассказал Баадурян.
Без гроша, с незнанием языка, но с желанием жить
В Лионе, Ншан знавший только турецкий, должен был начать все с нуля. Местные армяне, в основном приехавшие сюда после погромов в Османской Империи, еле сводили концы с концами. Он стал посещать каждое воскресенье армянскую церковь, где подружился со священослужателями. Те ему предложили работу, а также взяли на себя обучение Ншана французскому и армянскому языкам.
Логофет все это время не забывал своего армянского компаньона. Он вел переписку с матерью Ншана. В итоге в 1932 году дочь Логофета вышла замуж за Ншана. Первенец Баадурянов родился в 1938 году, Арман Баадурян – в 1942-м, еще один сын в 1945-м, а дочь — в 1950 году.
Постепенно дела отца Армана пошли в гору, он открыл маленький ларек площадью в 60 квадратных метров. Сегодня на его месте магазин площадью в 1000 квадратных метров. Ншан активно включился в жизнь общины армян, был назначен председателем административного совета Армянской Апостольской церкви в Лионе. Старался помочь каждому чем мог, и не только армянам.
Армянский суджух спас 60 семей
Ларек Баадурянов был популярным среди немецких солдат местом: в годы Второй Мировой войны они отсюда покупали специи для блюд.
"Отец всегда радушно принимал клиентов. По традиции, кстати, я сегодня продолжаю ее, он угощал посетителей магазина то куском бастурмы, то суджухом, то армянской выпечкой. Так он подружился с одним немецким генералом. Тот дал моему отцу свою визитку, сказав, что если когда-нибудь понадобится, то всегда может к нему обратиться", — рассказал Баадурян.
Однажды к Ншану пришли женщины-армянки моля со слезами о помощи. Оказалось, что 60 семей, среди которых были итальянцы, армяне и евреи, немцы собирались насильно перевести в Германию. Это был период Второй Мировой войны. Напротив ларька Ншана была школа, в которой базировались французские солдаты. Ншан отправился туда. Руководителем французских военных оказался 20-летний юноша. На просьбу Ншана о помощи, тот сразу развел руками.
"Тогда папа показал визитку немецкого генерала. Француз буквально опешил, и сразу вызвался помочь. Они вместе пошли к генералу", — рассказал Баадурян.
Генерал выполнил данное отцу обещание: отъезд 60 семей, среди которых большинство были евреями был обыгран с поистине голливудским размахом. С утра все 60 семей сели в поезд, направляющийся в Германию, однако с другого конца, при помощи немецких солдат они успешно вышли из поезда.
По ту сторону фасада: почему армяне Лиона "не такие", а мэр города — армянин>>
"Кусок армянского суджуха, спас жизни более 200 человек", — отшутился Баадурян, добавив, что отец часто рассказывал им эту историю, однако они не обращали в то время особого внимания. Возможно до конца не понимали всю суть поступка отца.
Поняли после смерти Ншана…
Ншан скончался в 1990 году. В день похорон сыну пришло письмо от мэра Лиона, с просьбой после обеда прийти в школу, напротив их магазина. В большом зале школы их ждали более 100 человек.
"Мэр вручил одному из присутствующих медаль, за то, что тот спас множество евреев от Холокоста. Мы сразу не поняли, кто этот человек. Однако он поднялся на сцену и с трибуны рассказал присутствующим историю моего отца", — сказал Баадурян.
Оказалось, что это был тот самый 20-летний французский солдат, который с Ншаном пошел к немецкому генералу.
В 2006 году, в память о Ншане, площадь, на которой расположен магазин и улица, была переименована в Баадурян.