В 1858 году 15-летний Микаэл отправился из родного карабахского села учиться в Шуши, в уездное училище. Его очень привлекал Тифлис, и он чуть было не уехал туда для продолжения учебы, но получилось так, что пришлось оказаться в Иране – в Тавризе он сделал первые шаги в постижении премудростей коммерции.
Знакомство с Манташевым в Тавризе отзовется лет через двадцать, когда Арамянц, успевший уже однажды потерять все накопленное, вместе с другими выходцами из Карабаха, основал в Баку компанию по добыче нефти, а затем, на паях с Манташевым же, построил трубопровод. Это принесло ему уже миллионы.
А первые свои сотни тысяч Арамянц заработал торговлей – пряжа, шерсть, шелк, хлопок, сахар. Кроме того, он управлял и владел доходными домами, имениями, дачами и пансионатами, источниками целебных минеральных вод в Ахтале и Кисловодске. Первый опыт благотворительности состоялся в Шуши, где он подарил местной приходской школе свой дом, специально перестроенный для пущего соответствия предназначению, а заодно построил и дорогу.
Почему я должен стесняться того, что я — армянин?— "крестный отец" Голливуда>>
В вожделенном Тифлисе Арамянц поселился к 1871 году. Русско-турецкая война 1877 года почти разорила его, но бакинская нефть позволила вернуть потерянное и пойти уверенными шагами дальше. Микаэл Арамянц и Тифлис – отдельная история, о которой много написано и сказано, и многое еще можно рассказать.
А если вкратце, то Арамянц финансировал строительство ряда крупнейших и важных зданий города – в первую очередь, это гостиница "Мажестик" и больница, которую до сих пор называют его именем. Это не считая благотворительности – Арамянц имел уже многомиллионное состояние, и на пожертвованиях ради общественного блага никогда не экономил.
Ехисапет Шолкоянц вышла замуж за уже очень богатого человека 18-летней, родила ему пятерых детей, но именно она стала причиной его первой трагедии в личной жизни. Не считая достойным и пристойным копаться в чужом белье, да еще полуторавековой давности, отметим лишь, что Арамянц долгое время не верил в гремевшие на весь Кавказ истории про похождения своей жены, отписывая их на выдумки завистников и недоброжелателей.
Поверил, когда вскрылись случаи краж и обнаружились любовные письма – воровала Ехисапет, чтобы финансировать собственные гулянки.
Возможно, она была развращена изначально, по складу своего характера, быть может – ее развратило положение жены миллионера – как знать. А еще и сам Арамянц, не исключено, был слишком занят делами бизнеса, и много недодавал супруге – все может быть, и не нам судить правых и виноватых. Они развелись после бракоразводного процесса длиной в восемь лет.
Второе увлечение Арамянца звали Евгенией Шхиянц. После неприятного и долгого процесса развода, он нырнул в ее объятия, как в спасительное и очищающее море, но и тут его то ли использовали, то ли, при всех своих талантах, Арамянц совершенно не разбирался в женщинах. Он построил Евгении дом в Тифлисе – не простой, конечно, а чуть ли не золотой – представлял везде своей женой, а она возьми да сбеги с его же врачом.
Богатейшая армянская династия России конца XIX века: серая икра и черная нефть>>
Но здесь судьба оказалась еще зловреднее, чем могла предположить самая буйная фантазия – много лет спустя Евгения вернется к Арамянцу вконец больная и умрет у него на руках. Он не смог отвернуться от умирающей женщины, которой нужно было теперь лишь участие.
Советская власть для Арамянца оказалась сродни русско-турецкой войне, но если после войны он нашел в себе силы подняться и идти, то советизация лишила уже очень немолодого Арамянца всего. Говорят, что последние свои месяцы он сидел голодный под стенами когда-то построенного им за 5 миллионов рублей отеля "Мажестик" и, вздыхая, вспоминал прежние блистательные времена.
… На территории собственно Армении от Арамянца остался небольшой его замок в Ахтале – когда-то он строил его с любовью, очарованный здешней природой. Кто только не побывал здесь в гостях – Оганес Туманян, Александр Ширванзаде, Геворк Башинджагян, Хримян Айрик, Федор Шаляпин, всех и не упомнишь.
Кавказский университет или Нерсесяновская семинария? За что обидно армянам Тбилиси>>
Советская власть, слава богу, замок "буржуя" не снесла, устроила пансионат для рабочих и крестьян. И то хорошо – а то ведь в Тбилиси осталось очень немного из того, что построил Арамянц. А то, что осталось, говорят, переименовано так, чтобы не возникло даже случайных ассоциаций с именем большого предпринимателя и мецената.