Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Армянские ученые работают над новыми веществами против болезней Паркинсона и Альцгеймера.
Для лечения испытываются новые вещества – эфиры и амиды на основе дегидроаминокислот. Опыты дают основание предположить, что эти вещества гораздо менее токсичны, чем те, которыми лечат эти болезни сейчас.
До последнего времени был очень известен препарат Такрин, но сейчас его постепенно выводят из употребления: он дает сильные побочные эффекты на печень. Есть препараты и естественного (а не синтетического) происхождения, но их действие относительно слабое.
А как же новые вещества? Топузян предупреждает: наука не признает скороспелых чудо-снадобий. Тем не менее, при опытах новые эфиры и амиды тормозят вредные вещества, повреждающие нервную систему.
В Армении изучают новый метод против рака — без операции>>
Этими исследованиями руководит доктор химических наук, директор Центра органической и фармацевтической химии Академии наук Армении Виген Топузян.
АХЭ… Ах, эх…
Как мы поднимаем руку или поворачиваем голову? По сигналу, который идет от нервов к мышцам. А сигнал этот передает ацетилхолин. Но его нужно вовремя растворять (чтобы сигнал прекратился, и мышцы расслабились). Для этого наш организм генерирует другое сложное соединение – фермент под названием ацетилхолинстераза (АХЭ).
В организме пожилых людей баланс АХЭ может нарушиться. В результате постепенно разрушаются и гибнут нейроны, из которых состоит наш мозг. Поэтому лекарства против этих болезней блокируют (ингибируют) избыток АХЭ.
Новые вещества с этой задачей справляются, ингибируя и ацетил-, и бутирилхолинэстеразу.
Эксперименты уже проходили не только "в пробирке" (in vitro) но и на живых организмах (in vivo), совместно с Институтом физиологии.
Сейчас вещество проходит предклинические исследования. Чтобы провести их очередной этап, Институт обратился за финансированием в Госкомитет по науке.
Ученые-армяне из США хотят "зажечь" в Армении ноу-хау — дешевый водород и нанотехнологии>>
Прежде чем проводить клинические испытания на людях, нужно до мелочей проверить все параметры. В том числе возможную токсичность препарата. Обычно этот этап исследований длится полтора-два года.
Пусть годы летят. Но светится взгляд…
У биологов "эврика" бывает, но очень тихая и осторожная. В отдельных экспериментах команды Топузяна наблюдала эффекты не то что остановки заболевания, а его излечения: нейроны мозга начинали оживать. Сейчас в мире это звучит как фантастика. Но ученые не спешат торжествовать.
"Один и тот же эффект нужно испытать по многу раз, прежде чем удостовериться самому и заявить всем остальным. Радикально излечить нейродегенеративные болезни — сейчас это кажется фантастикой… Пусть так. Но если не ставить таких целей, то и работать нет смысла", — улыбается Топузян.
Какая "армянская сила" заводит российские автомобили>>
А цель у ученого есть: сделать так, чтобы старость человека из мутного угасания превратилась в долгие годы ясного и твердого разума.