ЕРЕВАН, 29 мар — Sputnik. Визит президента Ирана Хасана Роухани в Баку вновь заставил обратиться к вопросу о роли и отношении Ирана к региональным конфликтным ситуациям, в частности, карабахской проблеме.
Тегеран с присущей ему дипломатической тонкостью всячески пытается лавировать между конфликтующими сторонами, формально придерживаясь принципа "территориальной целостности стран". Вот и сейчас, на совместной пресс-конференции с азербайджанским президентом в Баку президент Ирана Хасан Роухани заявил, что нагорно-карабахская проблема должна быть решена политическим путем.
"При этом территориальная целостность стран и география региона должны быть сохранены", — сказал он.
Проект "Север-Юг" — уравнение со множеством неизвестных: зачем Роухани едет в Баку>>
Это отнюдь не первое заявление в таком духе – по сути Роухани повторил то, что говорил неоднократно, и о чем не раз заявляли его предшественники. Подобные высказывания, а также некоторая активизация азербайджано-иранского сотрудничества, в частности, в транспортной и энергетической сферах, дает повод некоторым экспертам говорить о некотором крене иранской политики в сторону Азербайджана. Об этом, в частности, заявил российский востоковед Игорь Панкратенко в интервью Sputnik Азербайджан.
"Де-факто Иран в конфликте между Азербайджаном и Арменией принял азербайджанскую сторону, сделав тем самым ставку на развитие отношений именно с Баку. Что, разумеется, в перспективе будет иметь самые серьезные последствия как для всего Южного Кавказа, так и для связанных с ним проблем и трансграничных экономических проектов", — заявил Панкратенко.
Он убежден, что причин делать такой выбор у Тегерана более чем достаточно, ссылаясь на соображения национальной безопасности, экономику, фактор Каспия.
При беглом анализе ситуации, однако, выясняется, что оценки российского эксперта, мягко говоря, притянуты за уши. Да, в силу географического положения Азербайджан весьма интересен Ирану в качестве транзитной территории для выхода иранских товаров на российский рынок. Баку и Тегеран сейчас реализуют проект железной дороги Астара — Решт — Казвин — транспортный коридор, который соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана.
В последнее время также заметен некоторый рост товарооборота между странами, в основном речь идет об экспорте иранских товаров в Азербайджан. На этом, однако, позитивная составляющая двусторонних отношений исчерпывается. Дело в том, что между двумя странами существуют очень серьезные и в нынешних условиях непреодолимые разногласия.
Иранский "фронт", или Ереван готов преподнести Тегерану лакомый кусок>>
Эти отношения сегодня значительно подпорчены, к примеру, фактором Израиля. Еврейское государство – один из ведущих экономических и военно-технических партнеров Баку, многочисленные израильские военные инструктора и специалисты работают на территории Азербайджана. А многие израильские наблюдатели и вовсе не скрывают, что Азербайджан, помимо обилия энергоресурсов, интересен Израилю еще и как потенциальный плацдарм на случай, если будет принято решение о военной операции против Тегерана.
Еще один фактор – шииты на территории Азербайджана, которые представляют собой религиозную оппозицию и представляют потенциальную угрозу власти Алиева. Азербайджанские шииты пользуются, как минимум, моральной поддержкой соседнего Ирана. Последний не скрывает своего желания в будущем видеть в Баку проиранский теократический режим.
В Азербайджане периодически пытаются разогреть сепаратистские настроения в Иране, разыгрывая этническую карту и спекулируя на топонимах (провинции Западный и Восточный Азербайджан в Иране – ред.).
Багдасаров: в Иран начали поставлять оружие из Ирака и Афганистана>>
Разногласия между Баку и Тегераном сохраняются и в вопросе совместного использования Каспия. Как известно, переговоры по вопросу определения нового правового статуса Каспийского моря уже много лет ведут между собой все пять государств бассейна – Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан.
"Противоречия в двусторонних отношениях сегодня сохраняются. И статус Каспия, и угроза со стороны Израиля, и проблема шиитов – все эти сюжеты продолжают вызывать взаимное раздражение в Баку и Тегеране. Естественно, азербайджанская пропаганда попытается сгладить острые углы в этих отношениях, пытаясь еще и использовать визит Роухани в предвыборных целях", — отметил в интервью Sputnik Армения заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян.
Комментируя заявление Роухани о территориальной целостности стран, эксперт подчеркнул, что данное высказывание отнюдь не предполагает нахождения Карабаха в составе Азербайджана.
"В юридическом плане Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана — это во-первых. Во-вторых, Тегеран привержен сохранению нынешней географии региона, понимая, что на этой географической карте де-факто существует Нагорный Карабах. В этом отношении заявление Роухани не может рассматриваться как призыв отдать Карабах Азербайджану", — сказал он.
Мотивация Ирана, делающего акцент на незыблемости границ, еще и сводится к недопустимости региональной интервенции США и американских попыток перекраивания карты региона по примеру ряда стран Ближнего Востока. Иными словами, Иран не хочет, чтобы Южный Кавказ превратился во вторую Сирию или Ирак. В заявлении Роухани эксперт выделил и следующий момент – Тегеран против решения карабахской проблемы военным путем.
Запад завяз, Иран дожимает: сирийская развязка оказалась шоковой терапией>>
"А как известно, больше всех о намерении прибегнуть к боевым действиям говорит официальный Баку. Иранский лидер недвусмысленно дает понять, что милитаристская риторика – это путь в никуда", — сказал наш собеседник.
Что касается армяно-иранской повестки, то она развивается вне зависимости от Азербайджана. Эта повестка, по словам Восканяна, очень насыщена, включая политическую, экономическую, культурную и гуманитарную сферы. И любое информационное воздействие со стороны Баку на эту повестку следует воспринимать как чистой воды блеф, считает иранист.