ЕРЕВАН, 17 мар — Sputnik, Давид Галстян. Железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс должен был стать триумфом политики Баку и Анкары по политической изоляции Армении. Но экономическая целесообразность проекта еще на стадии разработки вызывала большие сомнения, которые со временем только укрепились.
Лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции 30 октября торжественно открыли железнодорожную магистраль Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс (БТК). На нее ушло более миллиарда долларов. Еще в конце декабря 2017 года стало известно, что по нему умудрились пройти всего два состава.
15 марта глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу сказал журналистам, что к БТК хочет подключиться Иран. Это упоминается также в Бакинской декларации, подписанной на днях главами МИД четырех стран. В частности, речь идет о возможности расширения транзитного потенциала и сотрудничества четырех стран в рамках транспортного коридора Юг-Запад. Это предполагает присоединение к проекту иранских портов Бандар-Аббас и Джабахар в Персидском заливе через железную дорогу Решт-Астара с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс.
Все упирается в танкер, или Куда занесет Тройственный союз Киева, Анкары и Баку >>
Нужно ли Ирану присоединение к этой дороге, если у него уже есть железная дорога с Турцией? Заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян в беседе со Sputnik Армения отметил, что, в первую очередь, нужно основываться на заявлениях самих иранских властей, хотя стремление Тегерана расширять географию сотрудничества не вызывает сомнений.
"Понятно, что в рамках своих возможностей Иран рассматривает различные пути выхода на север, но не считаю, что эта железная дорога сможет экономически оправдать себя. Иранцы также это хорошо понимают", — сказал Восканян.
Нужно понимать, по его словам, что даже на территории Азербайджана железная дорога в Иран проходит практически по берегу, в непосредственной близости от Каспийского моря.
Кроме того, в самом Иране на отрезке Астара-Решт, который в будущем должен соединить его с БТК, не построено ни одного метра железной дороги.
Тюрколог Андраник Испирян напоминает, что отрезок БТК Ахалкалаки-Карс составляет всего 90 км, а строительство продолжалось почти 10 лет и обошлось вдесятеро дороже, чем предполагалось изначально. При этом строительство инфраструктур еще не окончено, несмотря на официальное открытие.
"Работы еще не завершены. Думаю, что отсутствие составов на БТК связано именно с этим. Что касается присоединения Ирана, то в таких условиях придется ждать еще лет 10", — сказал Испирян.
При этом, по его словам, железнодорожное сообщение между Ираном и Турцией есть, целесообразность использования нового пути вызывает сомнения.
В беседе со Sputnik Армения бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе, назвал слова Чавушоглу "пока только заявлением".
"Сколько лет строился этот участок на территории Грузии, никак не достраивался. Но все-таки когда движение есть, это надо приветствовать", — сказал Мамрадзе.
При этом он отметил, что категорически выступает против того, чтобы рассматривать работу железной дороги как угрозу для кого-то в 21 веке.
"Не то сейчас время. Я имею в виду и известное заявление Иванишвили, который говорил, что нужно открыть дорогу через Абхазию. Но потом пошли такие отклики, что тему пришлось оставить эту идею. К сожалению, такие настроения остаются", — сказал Мамрадзе.
Добавим, что согласно заявлению министра финансов Грузии Мамуки Бахтадзе от 16 марта, полноценные грузоперевозки по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс начнутся через 6 месяцев.