Легенда гласит, что когда вершина Арарата была все еще покрыта водами, а Ноев Ковчег носило по волнам, в Ковчеге открылась течь. Ной обратился к собравшимся на Ковчеге животным: "Тот, кто своим телом закроет отверстие, получит то, что пожелает"! В этот момент появилась змея, просунула свой хвост в отверстие и держала его до тех пор, пока не закончился дождь.
Похищение по-армянски: как в Москве "умыкнули" Екатерину II и спрятали в Ереване>>
На Армянском нагорье змеи жили всегда. Начиная с 10-го тысячелетия до н.э., их изображения встречаются на предметах керамики, украшениях, коврах и оружии. Позднее их образ появляется в сказках, мифах, эпосах. Культ змеи на Армянском нагорье занимает особое место в системе ритуалов. Древние армяне, пряча свое имущество, укладывали сверху камень, на котором изображали змею. Она защищала имущество.
До середины прошлого века в Армении существовали заклинатели змей, которых на востоке называли факирами. Если к кому-нибудь в дом заползала змея, приглашали факира, чтобы он заговорил, а затем и удалил змею из дома. Факир устанавливал на пороге дома наполненную молоком посуду и начинал произносить определенный набор слов. Змея приползала и забиралась в посуду с молоком, никому не принося вреда.
С распространением христианства присутствие змей в армянской символике заметно уменьшилось. В первую очередь это было обусловлено влиянием известной библейской легенде об Адаме и Еве. Однако это не подразумевало отрицательного отношения церкви к ним.
Культ собак, или Почему в дохристианской Армении псов хоронили вместе с хозяевами>>
Евангелие так объясняет змеиную символику, присутствующую в украшении посоха: "будьте мудрыми, как змея, и чистыми как голубь". На протяжении веков посох Католикоса был украшен змееголовым навершием. Змея символизировала мудрость, а привилегия учить давалась лишь мудрым. Именно поэтому веками даже перед монастырскими комплексами устанавливались памятники с изображениями змееголовых посохов.