Ани Липаритян, Sputnik Армения
Вайоцдзорская область, село Ехегис… ограждение азербайджанского кладбища запломбировано. Попасть на кладбище можно, только сняв с калитки вощеный шнур.
Плохая погода — гром и молнии — мешала нашей съемочной группе, но в какой-то момент все стихло.
Корреспонденты Sputnik Армения отправились на поиски людей, которые могли бы хоть что-то рассказать об азербайджанцах, некогда проживавших в Вайоцдзорской области. Вышли на старожила села Шатин, 83-летнего Ариса Смбатяна. Ему было, чем поделиться. Разговор завязался во внутреннем дворике, где нас радушно встретил хозяин дома.
Армяне не разрушали наши кладбища: заявление азербайджанского блогера вызвало шок в Баку>>
— Дружили с местными азербайджанцами?
— Конечно! Мы очень дружили. Они приходили к нам в гости, оставались на ночь — да и я, бывало, ночевал у них. Отношения у нас были хорошие до начала 90-х, когда ситуация обострилась…
Бездомный бакинский ветер. Они делают вид, что этого не было…>>
Дедушка Арис делился воспоминаниями под аккомпанемент ливня. Старожил села Шатин рассказал, как передавал свой опыт азербайджанцам, учил их бухгалтерскому делу. Точно помнит – пять учеников у него было.
— 11 лет работал с турками (именно так, преимущественно в селах, в Армении называют азербайджанцев). Я был единственным армянином, работавшим в азербайджанонаселенном селе.
— Кем вы работали?
— Главным бухгалтером совхоза, — сказал дедушка Арис, как-то задумчиво прищурив ярко голубые глаза. Вспомнил, наверное, молодость и азербайджанских соседей. Глубокие морщины по всему лицу были даже красноречивее слов – столько всего повидал в этой жизни!
После заключения Туркманчайского мирного договора с Персией в 1828 году, армяне из иранских городов Хой и Салмаст вернулись на родные земли, благодаря руководителю русской дипломатической миссии в Тегеране, поэту Александру Грибоедову.
"Как рассказывали нам наши деды, за два века до этого один из иранских шахов увез армян в Иран. Недалеко от Тегерана наши работали, в трех километрах от города. Эту территорию называли "армянским районом"", — рассказал дед Арис.
После репатриации армяне поселились в Вайоц Дзоре, экономика начала развиваться, между армянами и проживающими здесь азербайджанцами возникали конфликты из-за земельных участков. Не миновала эта участь и жителей села Шатин. Власти решили оставить шатинцев в своем селе, а тюркоязычных жителей, во избежание разногласий, поселили неподалеку, в районе реки Ехегис.
— Я владею азербайджанским. Если нужно было что-то перевести на русский и армянский – переводил. Чаще всего приходилось переводить с армянского на азербайджанский, — вспоминает дедушка Арис.
Мы поинтересовались, сохранились ли у него старые фотографии. Дедушка пригласил войти в дом. В маленькой комнате у дровяной печки сидела его жена Енуш Гарибян. Не просто сидела – варила спас (армянский молочный суп – ред.). Гостям она очень обрадовалась.
Тетя Енуш принесла старые альбомы, села рядом с мужем: мозолистыми пальцами супруги прошлись по самым дорогим для них фотографиям. Вспоминая былое, даже прослезились.
— Этот снимок сделан в Баку. На нем я и мои бакинские товарищи. Так как я работал с азербайджанцами, в 80-х мы отправились в Баку. Эту фотографию сделали у мемориала 26-ти бакинских комиссаров. Мы поехали просто погулять, я и сына взял тогда с собой.
Дедушка Арис улыбался, когда рассказывал о своей молодости, об азербайджанских друзьях, но чувствовалось, что говорить ему все же тяжело.
Сегодня за могилами на азербайджанском кладбище у реки Ехегис никто не ухаживает. И только ограждение как-бы намекает, что кто-то их все еще охраняет.
Дед Арис говорит — уважать надо всех. И уважение должно быть взаимным. И могилы — чьи бы они ни были — тоже нужно уважать.
А пока мы пытались осознать все, о чем рассказывал нам старожил села Шатин, он угостил нас яблоками – еще с прошлогоднего урожая.
Операция "хачкары": как в тайне от нахичеванских правителей вывезли армянские ценности>>
Уезжали из деревни мы с массой эмоций. Наверное, прав он, наш дедушка: не стоит ни на кого смотреть свысока, самое главное – оставаться человеком.
Ведь когда-то, по его словам, армяне и азербайджанцы жили рядом — душа в душу.