В большой плеяде выдающихся армянских архитекторов современности имя Джима Торосяна совсем не теряется, оно всегда одно из первых. Мы каждый день проходим мимо его творений или видим их издалека, но, конечно, не вспоминаем каждый раз варпета, мастера, их создавшего. А может, и не знаем даже.
Как еврей сбил с толку армянина: история легенды "Вест-Пойнта" Эверетта Кандаряна>>
Сегодня архитектору исполняется 88, и уже четыре года, как он ушел из жизни. Наверное, как и у любого большого человека, особенно творческого, у него были недоброжелатели, но тех, кто его любил и ценил, намного больше. Знавшие Джима Петросовича называют его, представителя тающей с третьей космической скоростью коренной ереванской интеллигенции, три главных качества: особое достоинство, ум и безукоризненность вкуса – все перечисленное касается не только архитектуры.
Джим Торосян стоит рядом с Таманяном, Григоряном, Алабяном, Сафаряном, Исраеляном, другими величинами… Это не натяжка и не комплимент, это истинная правда. О нем говорят, что свой город он любил трепетно и нежно – впрочем, по делам его это очевидно.
Немцы были в шоке: как армянский богатырь "побил" любимого штангиста Гитлера>>
У Джима Торосяна были и серьезные неудачи, особенно в начале творческого пути, но они лишь укрепили его, заставив смастерить, построить и выпестовать самого себя. А теперь, проходя мимо порой унылых, часто – банальных, а иногда ужасных, с позволения сказать, "творений" архитектуры последней четверти века, изредка замираешь перед редчайшими жемчужинами, невесть каким образом родившимися посреди подчас оскорбительного для города новодела.
Вот здание мэрии, например. Не стану расписывать его архитектурные достоинства, они и без моих похвал очевидны. А ведь, черт возьми, для того, чтобы его построить, не пришлось сносить ничего, имеющего художественную и историческую ценность. Просто взял человек, фактически, пустырь, и построил на нем то, за что каждый раз хочется сказать – спасибо.
Волшебник "по Фрейду": почему "отец пластики" Казанчян выбросил награды Франции и Англии>>
…А если ты живешь где-нибудь в районе Монумента, или Зейтуна даже, а тебе нужно в центр, ты можешь не втискиваться в тесные маршрутки и низенькие автобусы, а сбежать вниз по лестнице мемориального комплекса "Армения" (так, между прочим, "Каскад" называется официально), прямо в центре и окажешься, "центрее" не бывает. А спускаешься ты словно к самому подножию Арарата, лестница ведет прямо к горе, и это тоже – Джим Торосян. И Таманян, конечно.
Десять важнейших для застройки города лет, с 1972 по 1982 годы, когда и сложился окончательно облик Еревана, Торосян был главным архитектором столицы. Странное было время – и тогда ведь строились гостиницы и пункты общепита разной категории, но почему-то исчезала не городская история, а как-то незаметно рассасывались кварталы частных домов, чаще хибарок, оставшихся со времен царя Гороха.
А на их месте вырастали тщательно продуманные, в плане уместности и вкуса, новые здания.
Армянин, миллионер и масон Лианозов: заклятый враг, которого большевики боялись>>
Когда уходят такие, как Джим Торосян, беднеет не отдельная сфера человеческой деятельности, сиротеет нация и страна. Равноценную замену мастеру трудно представить, особенно в наше время, когда все решают престиж, кошелек и "экономическая" целесообразность.
А с целесообразностью архитектурной, исторической и художественной уже никто никогда свои решения не сообразует. Плохой каламбур, знаю, зато в сообразности диктату времени.