Картины знаменитого Минаса и его сына Нарека Аветисяна почти не имеют ничего общего между собой. Живопись отца отражает, скорее, национальные ценности, сын же привержен интернациональному искусству. Тем не менее, эти различия не помешали совместной выставке их картин. В 2014 году в Германии состоялась выставка "Минас и Нарек Аветисян: модерн и авангард".
Обычно Нарек Аветисян сам оформляет свои выставки, но в этот раз экспозицией занялся работник музея.
"Мне очень понравилась его идея – мои картины в окружении картин Минаса. Получалось, что отец защищал и обнимал сына", — рассказывает художник.
Нарек говорит, что в детстве его техника сильно напоминала манеру отца. Минас был его первым учителем, который всегда поощрял творчество мальчика. Он подарил сыну его первый мольберт. Сейчас у Нарека в мастерской, где раньше работал Минас, яблоку упасть негде: повсюду картины – на полу, на станках, на подоконниках.
С видом на Арарат, или "Свадьба обезьянки" известного армянского художника>>
На некоторых холстах встречаются похожие образы. Художник признается, что на основе возникшей идеи он может создавать различные вариации, может написать целую серию картин.
"Не было так, чтобы я нарисовал картину и сразу же поставил на ней точку", — отмечает художник.
Нарек показывает портреты мужчины, напоминающего то ли Иисуса, то ли армянского священника. Серия называется "Идущее из глубин сердца", которая сразу же вызывает ассоциации с "Книгой скорбных песнопений" Григора Нарекаци. Каждая из песен в этой поэме начинается с характерного зачина – "Слово к Богу, идущее из глубин сердца".
Однако картины этой серии – не иллюстрации к книге Нарекаци и не портреты самого поэта. Они воплощают в себе попытки художника найти Бога и себя.
Нарек Аветисян использует в этой серии богатую цветовую палитру и разнообразные геометрические фигуры. Таким образом, живописец переосмысливает свою жизнь и корректирует представления о самом себе. Всего в этой серии 33 картины – прямая отсылка к возрасту Христа.
На картинах стоит штамп "Не Пикассо". Аветисян признается, что Пабло Пикассо был его самым любимым художником в детстве. Его творчество он ценил даже выше, чем искусство Минаса.
"У нас дома был альбом с картинами Пикассо. Я ничего не понимал, но листал его часами", — вспоминает Нарек.
Он отмечает, что в основе идеи серии "Антистресс" лежат концепции знаменитого художника, но суть как раз в том, что это — не подражание Пикассо.
Другая серия картин Нарека Аветисяна называется "Антистресс". Уже написано несколько десятков картин, но серия еще не закончена. Стресс вечен, шутит художник.
Как генетический бунтарь Ханджян лишил Сталина места на картине>>
На холстах мелким шрифтом написаны фразы на армянском языке. Даже параметры холста, которые художники традиционно пишут на обратной стороне картин, в этой серии размещены на лицевой стороне.
Он советует не верить тем художникам, которые утверждают, что живопись – это лишь тяжелый труд.
Конечно, воплощать идею в жизнь, работать над картинами часами нелегко, но в этом, по мнению Нарека Аветисяна, и заключается счастье художника.
"Ничто меня так не избавляет от стресса в повседневной жизни, как искусство", — говорит сын Минаса.
Нарек одним из первых в Армении стал заниматься фрактальной живописью – направлением цифрового искусства. Он также временами рисует картины на заказ. Но к этому вопросу Аветисян подходит обстоятельно: для него имеют серьезное значение тип заказа и личность самого заказчика.
"Ничто и никто не заставит меня рисовать то, что мне не нравится", — поясняет Нарек.
Вне искусства Нарек – муж и отец. У него два сына: старшего, как и знаменитого деда, зовут Минас Аветисян, а младшего – Вагаршак. Сыновья сейчас не занимаются живописью, хотя и увлекались рисованием в детстве.
Когда-то Минас говорил Нареку: "Сын, ты рисуешь поп-арт. Вырастешь, поймешь – что это такое".
Он назвал — и ушел: "шовинизм" Аршила Горки, который не переставал быть армянином никогда>>
По словам Нарека, отец догадывался, что он изберет стезю художника.
Однажды именитый живописец показал рисунок Нарека своим друзьям, собравшимся в мастерской, и сказал: "Не знаю, увижу я это или нет, но запомните: этот ребенок станет художником".
И оказался прав. Сегодня Нарек Аветисян – известный армянский художник: его творчество высоко ценят знатоки и эксперты, выставки пользуются успехом у публики, да и сам художник успешно выставляет свои картины не только на родине, но и за рубежом.