Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Израиль переходит от тайных действий к открытым и агрессивным заявлениям?
Интересно в первую очередь то обстоятельство, что, скажем, Израиль, который доселе предпочитал обделывать дела, связанные с интересами в Сирии, не афишируя прилюдно свои планы, вдруг начал выходить на арену.
Изначально было понятно, что официальные высказывания Тель-Авива относительно законно избранной власти в Сирии, будут не просто критичными, а весьма агрессивными – ну не любят Башара Асада в Израиле.
Не любят настолько, что за прошедшие годы сделали все возможное, чтобы всякие сирийские "умеренные оппозиционеры", действующие совместно с откровенно террористическими организациями, его смогли скинуть.
И оружием помогали, и боеприпасами, и всем остальным, необходимым для ведения боевых действий. Вывозили на лечение в свои клиники раненых боевиков. Время от времени сами бомбили и наносили ракетные удары по позициям сирийской армии. Но тогда, на протяжении всех этих лет, Тель-Авив старался действовать, как говорится, из-за угла, не афишируя своих действий.
США заставляют Турцию отказаться от С-400, а при чем тут Армения?>>
А сейчас вдруг, как-то сразу, израильтяне начали комментировать все, что творится на территории Сирии. Правда, сейчас в этих высказываниях чувствуется неприкрытая агрессия и угроза. И касается она в первую очередь того, что на сирийской территории, ближе к границе с Израилем, начал укреплять свои позиции Иран, которого израильтяне действительно опасаются. Можно даже сказать – боятся.
Но агрессия и угроза, уже озвученные Тель-Авивом – это предпочтительнее, чем гробовое молчание. Которое в итоге завершалось очередным неожиданным ракетным ударом израильской авиации по сирийской территории.
Как бы то ни было, существует принцип – чем больше говорят и угрожают, тем меньше шансов, что начнут стрелять.
И в этом плане недавние слова министра энергетики Израиля Юваль Штейниц о том, что они (израильтяне) "устранят" Асада, "если он по-прежнему разрешает Ирану доступ к военным базам внутри своей страны", все-таки предпочтительнее, чем если бы Тель-Авив силами своих спецслужб действительно организовал бы тайную операцию по устранению руководителя Сирии.
На самом деле подобное высказывание в современной дипломатии является откровенным нонсенсом, которое, думаю, будет иметь какие-то серьезные политические последствия. Но все равно – когда выяснение взаимоотношений переносится из плоскости военной в плоскость политическую (пусть даже с агрессией и угрозой), то это уже неплохо.
У Франции свои проблемы в Сирии, которые можно решить миром, а не войной
Интересна в этой ситуации также и позиция, которую озвучила на днях Франция. Та самая Франция, президент которой в последнее время высказывался достаточно воинственно, сумел "уговорить" Трампа, чтобы Соединенные Штаты ни в коем случае не выводили бы войска из Сирии, а также обещал послать в помощь американцам свой, французский спецназ.
И наравне с этим посол Франции в России Сильви Берманн вдруг сделала неожиданное заявление, касающееся того же Башара Асада.
"Париж больше не настаивает на уходе Асада с поста президента Сирии", — вдруг сказала она, правда, при этом отметив, что просто не представляет "чтобы кому-то удалось отвоевать обратно у боевиков территорию страны и Башар Асад остался, как и раньше, у власти".
Хроники "Триумфа": как турецкий "султан" ввязался в гонку вооружений>>
На самом деле эту позицию уже озвучивал французский президент Макрон еще в самом начале своей президентской карьеры. Он тогда делал упор на то, что Франция приложит все свои возможности и потенциал для политического решения сирийского кризиса.
В любом случае позиция Франции сегодня такова, что отныне в повестке дня отставка Асада не является приоритетом, и что решать этот вопрос должны будут сами сирийцы. А Франция будет продолжать охоту за террористами и участвовать в гуманитарных операциях. Ах да, есть еще и контроль над использованием химического оружия, за которым Париж тоже будет внимательно следить.
И еще следует особо отметить, что госпожа посол Сильви Берман говорила о важности решения проблемы беженцев и о том, что сирийцы должны иметь возможность жить на своей земле. Ну, что касается беженцев, то у французов с этим действительно беда, и решение этой проблемы, думается, является не последним фактором, заставляющим их активизироваться в сирийских делах.
В вопросе восстановления хозяйства и инфраструктуры после окончания войны официальный Дамаск рассчитывает и на армянскую диаспору
И напоследок, видимо, в ряду официальных заявлений, касающихся сирийских проблем, следует отметить Армению. Которая, собственно, занимает в мире третье место по числу беженцев – сирийцев на душу населения, после Турции и Германии.
Президент Армен Саркисян встречался с послом Сирии в Армении Мухаммадом Ибрагимом, во время разговора с которым были затронуты вопросы, касающиеся армяно-сирийских связей и роли, которую всегда играла армянская диаспора в жизни Сирии
Американские пляски вокруг С-400: оставит ли Вашингтон Турцию без самолетов?>>
Об этом, кстати, во время недавней встречи с представителями армянской общины в Дамаске говорил и Башар Асад. "Армянская община играет важную роль в вопросе объединения сирийского общества, а также принимает активное участие в восстановлении страны", — сказал тогда президент.
Говорилось и о том, что сирийское руководство рассчитывает, что с наступлением мира в стране армянская диаспора включится в работы по восстановлению хозяйства и инфраструктуры. А во время встречи армянского президента Армена Саркисяна с сирийским послом, к которой в какой-то момент присоединились и представители сирийских армян, успевших за последние годы обосноваться в Армении, речь шла и о проблемах, с которыми пришлось им столкнуться.
Обдумали какие-то форматы контактов представителей двух стран на разных уровнях. Хочется надеяться, что встреч будет больше, поскольку и проблемы есть, и решать их надо максимально быстро. Ведь речь идет о наших соотечественниках, переехавших в Армению из воюющей страны, где они многое потеряли.
Как бы то ни было, сегодня, сейчас уже можно говорить о положительной тенденции переноса основной сирийской проблематики во всех сферах за переговорный стол. А это может означать лишь одно. Что старания игроков, участвующих в сирийских процессах по внесению мира в многострадальную страну, наконец-то начали показывать результат. И уже не все вопросы в Сирии решаются только на поле боя. Тенденция сама по себе весьма важная…