Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
…И дело не только в блокаде и в Карабахе
Дело в том, что геополитический расклад, в котором оказалась Армения в момент, когда произошли судьбоносные изменения во внутренней жизни страны, уже был предельно сложным.
Особенности национального протеста, или Армянские реалии без украинских лекал>>
И речь идет не только о глухой двадцатипятилетней блокаде, в которой держат Армению Турция и Азербайджан. И даже не только о карабахской проблеме, с которой жители современной Армении уже свыклись. Как-то привыкли жить с нею вместе в подсознании все прошедшие годы независимости.
Эти задачи (блокада и Карабах) были всегда, и любая новая сила, приходящая к власти в Армении, изначально знала, что именно с учетом этого придется строить как внешнюю, так и внутреннюю политику страны.
Уже известно, что та же Турция сегодня не будет налаживать никаких политических и дипломатических взаимоотношений с Арменией, пока существует вопрос Карабаха. Уже известно, что Баку начал поторапливать Ереван, и в то же время резко огрызнулся, когда новое правительство Армении высказалось о возвращении за стол переговоров официального Степанакерта. А еще, воспользовавшись поводом, в категоричной форме повторил пассаж о своей "территориальной целостности", имею в виду именно территорию Карабаха.
Другое дело, что сегодня, сейчас, геополитический расклад во всем регионе Южного Кавказа этими двумя проблемами (как было раньше) не ограничивается. Одно лишь противостояние южного соседа Ирана с Соединенными Штатами и Израилем чего стоит…
Американцы сильно напортили региональным перспективам на Южном Кавказе
А ведь если дело там действительно дойдет до прямого военного столкновения, то мало не покажется не только соседям Ирана и Израиля по Ближнему Востоку, но и Южному Кавказу.
И это в условиях, когда экономическая составляющая внешней политики Армении в последние годы строилась именно на векторе "север-юг".
"Понять бы расклад": карабахским переговорам грозят новые времена>>
В процессе, где и Ирану, и Армении были отведены серьезные роли в строительстве транспортной, энергетической, торговой, да и вообще экономической связки между Россией, странами Персидского залива и дальше, до Индии и Китая.
В этом проекте проблемы, которые было необходимо решать Армении, изначально стояли более чем остро. С огромным трудом удавалось находить инвесторов для строительства железной дороги с выходом на иранскую границу. Да и строить ее в горах и среди скал – это, по мировым нормативам, на порядок (от 5 до 10 раз) дороже.
В последнее время с этим делом, казалось, определились. Уже представители китайских корпораций, специализирующихся на строительстве железных дорог, зачастили в Ереван. Специалисты знакомились с конкретными проектами, договаривались о чем-то с армянским посольством в Пекине, и так далее.
Как обернется это все в нынешних условиях, когда Иран, стараниями президента Соединенных Штатов Трампа, вдруг оказался на пороге войны с Израилем, не совсем понятно. Как отнесутся к добавившимся рискам китайские инвесторы? Вопросы, ответов на которые не было у прежнего армянского правительства, да и вряд ли будут у нынешнего.
Для региона весьма важны транспортные артерии с выходом на ЕАЭС и Россию
Но ведь перспективы, касающиеся Ирана, одной железной дорогой не ограничивались. Уже есть подписанный договор о создании совместной армяно-иранской свободной экономической зоны Мегри, и СЭЗ по большому счету уже функционирует.
Более того, именно исходя из наличия у Армении общей с Ираном границы и свободной экономической зоны Мегри, руководство ЕАЭС запланировало еще и подписание договора о создании временной (на 4 года) свободной торговой зоны.
Армении в этом плане была выделена серьезная роль моста между ЕАЭС и Ираном. И в то же время, с учетом договора, который недавно подписали армяне и с Евросоюзом, Иран получал возможность выхода на европейский рынок.
"Мой шаг" Пашиняна: какой путь взял армянский лидер протестного движения?>>
И все эти перспективы могут уйти "в долгий ящик" из-за решения Трампа по иранскому "ядерному" соглашению. А предельно обострившаяся ситуация, грозящая перерасти в военные действия между Ираном и Израилем, может аукнуться и в регионе, и в Армении самыми непредсказуемыми последствиями.
В итоге может получиться так, что новому правительству Армении придется начинать заново, с нуля решать какие-то логистические, транспортные, да и вообще экономические проблемы. Которые, казалось, хотя бы частично уже были решены.
В этом же ряду можно упомянуть еще одну проблему, с которой придется столкнуться правительству Пашиняна. Речь об альтернативной дороге, соединяющей Армению с Россией через Грузию. Ведь армянское членство в ЕАЭС предполагает резкое повышение объемов товарооборота между Ереваном и Москвой (об этом, кстати, уже неоднократно говорил сам новый армянский премьер).
Насколько повлияют на решение этого вопроса добрые взаимоотношения между Пашиняном и президентом Грузии Квирикашвили (вроде бы даже уже приглашал армянского премьера в Тбилиси), увидим в ближайшее время.
И если удастся добиться хоть каких-то послаблений в этом вопросе со стороны грузин, то это может стать весомой заявкой Никола Пашиняна и его команды.