ЕРЕВАН, 13 мая — Sputnik, Нелли Даниелян. Брат Вазгена Саркисяна Арам, около 20 лет назад возглавивший правительство на короткий срок, решал больше политическую, нежели экономическую задачу. Власти при помощи этого назначения надеялись смягчить внутриполитическое напряжение. Расчет оправдался: Арам Саркисян завершил свою миссию и через пять месяцев подал в отставку.
В мае 2000 года его на этой должности сменил Андраник Маркарян, бывший в то время председателем Республиканской партии Армении. Годы его правления принято считать периодом экономического подъема — при нем показатели впечатляли.
Экономист Атом Маркарян в беседе со Sputnik Армения, комментируя экономические показатели Армении в годы правления Маркаряна, отметил, что в последнем 2008 году показатель ВВП достиг 11 миллиардов 662 миллионов долларов, уровень трансфертов (частных банковских переводов) в Армению достиг 2 миллиардов 271 миллиона долларов, а внешний долг сократился до десятилетнего минимума в 1 миллиард 577 миллионов долларов. Из страны ежегодно уезжали 23 100 человек, безработица была на уровне 16,4%, бедность — 27,6%.
"В эти годы общая сумма трансфертов в Армению почти догоняла объем государственного бюджета, 90% из них приходились на Россию, которая находилась на подъеме", — сказал Маркарян.
Феноменальные двузначные показатели тех лет в основном обеспечивались за счет инвестиций в сферу строительства.
Но вместе с положительными моментами при Маркаряне в экономике Армении были заложены основы для многих отрицательных явлений, которые впоследствии укоренились. По оценке Атома Маркаряна, именно в нулевые годы армянская экономика обросла коррупцией, монополиями, олигархическими структурами, бизнес и власть сращивались.
Впрочем, до кризиса 2008 года они были не столь заметны, поскольку экономика и зарплаты росли, бедность сокращалась.
Назначенный после смерти Маркаряна премьером Серж Саргсян, возглавивший также РПА, недолго руководил правительством (до апреля 2008 года), его на посту премьер-министра сменил Тигран Саркисян.
Как считает Атом Маркарян, несмотря на то обстоятельство, что Тигран Саркисян получил от своих предшественников экономику с высоким темпом роста и серьезными инъекциями, ему не повезло.
"Он пришел с многообещающей программой и отличной командой, в которой были в основном молодые, хорошо обученные профессиональные кадры. Но суббота опередила пятницу — по Армении сильно ударил всемирный кризис", — сказал он.
Силу удара, уверен эксперт, удвоило наследие Андраника Маркаряна — коррумпированность, монополизированность и доминантное положение строительной сферы. В итоге это строительство остановилось, а рост экономики сменился ее спадом. Через год, в 2009-м, ВВП с 11 миллиардов рухнул до 8 миллиардов 648 миллионов, а трансферты сократились до 1,5 миллиардов. Одновременно внешний долг начал расти быстрыми темпами — после 2013 года он уже составлял 4.5 миллиарда долларов.
Чтобы справиться с ситуацией, Тигран Саркисян обратился к внешним источникам финансирования — Всемирному банку, Азиатскому банку развития, Международному валютному фонду и иным донорам.
"При правительстве Тиграна Саркисяна его "успехи" был обусловлены снисхождением доноров, и в этом свою роль сыграл высокий авторитет Саркисяна в глазах этих структур, который он наработал еще в бытность главой армянского Центробанка", — заметил он.
Несмотря на внешние вливания, социальная поляризация в годы правления Тиграна Саркисяна выросла. Бедность по итогам 2013 года в Армении достигла 35,8%. Пришедший ему на смену Овик Абрамян тоже оказался премьером в неудачное время: годы его правления совпали с наиболее жестким периодом антироссийских санкций — экономика Армении лишилась не только значительной доли трансфертов, но и с доступом на традиционные рынки возникли проблемы.
"В таких условиях это правительство не могло достичь особых успехов, его основной функцией было обеспечить стабильность бюджетной системы", — говорит Атом Маркарян.
Тем не менее, кабинет министров Овика Абрамяна сумел обеспечить ВВП в объеме более чем 11 миллиардов 600 миллионов, чего не удалось его предшественнику. Впрочем, при нем продолжалось сокращение объемов внешних инвестиций — этот процесс был заложен при Тигране Саркисяне, — а эмиграция росла. По официальным данным, в 2014 году из страны уехало 47 000 человек, в 2015 году — 47 675, в 2016 — 54 тысячи. Безработица достигла 19%, бедность — 30%.
Эти реалии привели к отставке правительства Абрамяна в 2016 году. Его преемником стал Карепн Карапетян, пользующийся доверием в обществе.
"Приход правительства Карена Карапетяна сопровождался очень серьезным предвыборным пиаром. Многие вещи преподносились именно в контексте предстоящих выборов (2017 года в парламент — ред.)", — напомнил аналитик.
Кроме участия в агитации за Республиканскую партию Армении на Карена Карапетяна возложили функции обслуживания внешнего долга и финансирования дефицита госбюджета Армении. Его правительство тоже не делало ничего, чтобы повысить пенсии, пособия и зарплаты, хотя на протяжении 19 месяцев правления об этом постоянно велись разговоры.
Несмотря на впечатляющие показатели этого правительства — экономический рост в 7,5% по итогам 2017 года, — этого оказалось недостаточно, чтобы убедить общество.
"В период с 2012 по 2017 год государственные расходы выросли на 43%, но общий уровень потребления вырос всего на 3,8%, а расходы домашних хозяйств — на 1,1%. То есть, государство увеличило свои расходы, но доходы граждан не выросли", — сказал Атом Маркарян.
По его словам, в годы правления трех премьеров — Тиграна Саркисяна, Овика Абрамяна и Карена Карапетяна — население не пользовалось плодами экономического роста, что и стало одной из причин общенародного недовольства.
Серж Саргсян, пришедший на смену Карену Карапетяну и пробывший премьер-министром Армении, хоть и не успел сформировать правительство и представить свой курс экономического развития Армении, но успел дать одно обещание, повисшее в воздухе: в своем единственном интервью на новой должности пообещал поднять зарплаты и пенсии, хоть и понимал катастрофические последствия экономической политики РПА последних 10 лет.
По оценкам Атома Маркаряна, более 60% ВВП Армении сегодня сконцентрированы в руках 100 семей. Зарплаты и пенсии с реальностью никак не перекликаются, безработица и бедность выходят за допустимые пределы, а госдолг самый высокий за всю историю существования Армении.
Какие рецепты для лечения болезни предложит Никол Пашинян, вставший у руля правительства после пяти премьер-министров РПА, пока неизвестно. Общественность и экспертные круги ждут программы его правительства.