Арам Гарегинян, Sputnik Армения
"Пусть сделают так, чтобы заводы заработали". Эти слова вы услышите почти от каждого человека старше сорока пяти, если спросить его, что нужно, чтобы восстановить Армению. Эти слова далеко не так поверхностны, как звучат. Если не будет "серпа и молота" – будет страна торговцев и покупателей. Какое у нее может быть будущее, догадаться нетрудно.
"Duxov": как футбольный слоган и собака Чало стали символами армянской революции>>
Сделать так, чтобы этого не произошло – задача любого правительства Армении, от какой угодно партии.
Серп
В сельском хозяйстве, как и в торговле, одна из важнейших задач – убрать монополии. Для многих монополия (или раздел рынка) – это когда один или несколько человек завозят муку, или подсолнечное масло, или мясо. Но монополии есть и в сельском хозяйстве. Это когда молочные комбинаты, винные заводы, консервные фабрики договариваются, за сколько (и не больше!) они будут покупать у фермера молоко, виноград или помидоры.
Конечно, в отдельных случаях цену диктует фермер. Например, на винные сорта винограда, которых в стране не хватает – например, черного арени. Но в остальных случаях преимущество почти всегда у бизнеса. И бизнес может, сообща, назначить любую удобную цену — удобную для себя, но не для фермера. Поэтому у обычного фермера нет денег ни на интенсивное садоводство, ни на капельное орошение – на то, что делает урожай больше, лучше и дешевле.
"Просто покажите фермеру ниточку, в конце которой – доход. Он ее до конца вытянет сам, не сомневайтесь", — так однажды сказал нам менеджер одного из крупных производителей сока.
Прекратить ценовые сговоры за счет фермеров – главная, политическая задача.
Премьер-министр Армении раскрыл "небольшой секрет" в интервью "Россия 24">>
Но в помощь ей нужны уже чисто экономические инструменты: льготные кредиты для интенсивных садов, капельного орошения и сельхозтехники. Эти программы начало правительство Карена Карапетяна. Хочется надеяться, что новый кабинет их продолжит.
Молот
Инженерия, химическая промышленность, машиностроение – внимание на это многие годы обращали по остаточному принципу. "Наирит", "Ванадзор-химпром", "Армэлектромаш" (и многие другие машиностроительные предприятия). Всему этому внимания уделялось намного меньше, чем информационным технологиям.
Для начинающих ИТ-компаний приняли закон об освобождении от налогов. Для них же был создан венчурный фонд, который правительство поддержало материально. И результат не заставил себя ждать: в стране появились десятки новых компаний. Пусть небольших, и даже пусть часть потом закроется. Но часть останется, а часть- даже вырастет.
Но как только речь заходила о промышленности или сельском хозяйстве, правительство заявляло, что частный бизнес поддерживать нельзя – это не по правилам. А ведь тут стартовые льготы намного нужнее. Ведь у электронщиков, машиностроителей или аграриев намного больше начальных затрат, чем у "айтишников".
Новые министры Пашиняна: кто они?>>
В правительстве Карена Карапетяна, не без оснований, считали, что бизнес нужно поддерживать инфраструктурами.
Правда, не факт, что вдоль новой дороги или линии электропередач сразу появятся новые предприятия. Но это только наше предположение.
Остается увидеть, как подойдет к "серпу и молоту" новое правительство. Вопрос осложняется тем, что работать они начинают в середине года, с готовым бюджетом. А чтобы его перекроить, нужно согласие парламента – то есть, по сути, Республиканской партии Армении.