Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Как и следовало ожидать, добиться прорыва на очередной встрече замминистра иностранных дел России Григория Карасина с особым представителем премьера Грузии по отношениям с Россией Зурабом Абашидзе в Праге не удалось. Правда, сам Карасин, например, сказал, что встреча была достаточно удачной: "…мы приняли важное решение, что продолжим продвижение. Мы заинтересованы в выполнении соглашения от 2011 года", — сказал российский замминистра. Что, собственно, означает, что процесс если и сдвинулся с места, то всего лишь на йоту.
Проблем в деле урегулирования и организации процесса таможенного мониторинга грузов на грузино-российской границе действительно много. В одночасье решить даже одну из них вряд ли возможно. Хотя бы потому что грузинская сторона, например, требует, чтобы грузы контролировались конкретно на границе с Россией в районе ТПП "Казбеги-Верхний Ларс". А также на абхазском и югоосетинском участках границы — по реке Псоу и Рокскому тоннелю.
Российская сторона считает, что это должно происходить в районе Казбеги, а также южнее реки Ингури (за которой начинается территория Абхазии) и в окрестностях Гори (вблизи границы с Южной Осетией). Эти уже взаимоисключающие варианты, чтобы определиться с которыми, дипломатам предстоит обломать множество копий.
А еще следует не забывать, что в процесс недавно вмешались осетинская и абхазская стороны, которые требуют своего полноценного участия в переговорах. Ну, их точку зрения понять тоже можно: Россия и Грузия стараются договориться об альтернативных торговых коридорах, которые будут проходить именно по их территориям.
Перевозчики договорились с Минтрансом: о чем попросит Армения Россию? >>
Действительно тяжелая в политическом и дипломатическом плане ситуация, из которой выбраться за один день официальной встречи вряд ли смогут даже такие опытные переговорщики, как Григорий Карасин и Зураб Абашидзе.
Вместе со всем с этим переговорщикам придется "устаканивать" еще и организационные вопросы, которые будут связаны с тем обстоятельством, что мониторинг и таможенный контроль проходящих грузов будут производить швейцарские специалисты из компании SGS, с которой обе стороны (и грузинская, и российская) уже подписали соглашения.
В общем, как и предполагалось, переговорный процесс, связанный с открытием альтернативных транспортных коридоров, связывающих Россию с Грузией и Арменией, действительно будет весьма трудным.
И дело тут не в том, что какой-то просто не хочется найти точки соприкосновения — вовсе нет. И России, и Грузии (не говоря уж об Армении) крайне необходимо получить альтернативу ненадежному, зависящему от капризов природы (зимой снег, а летом — опасность селевых сходов) Верхнему Ларсу.
Эрнекян не обязан: армянскую авиацию нельзя отдавать на откуп частным бизнес-лавочкам >>
Другое дело, что интересы у сторон все время сталкиваются с взаимоисключающими обстоятельствами, и вся процедура по их (интересов) согласованию, видимо, будет длиться не один месяц.