ЕРЕВАН, 24 мая — Sputnik. К концу Первой мировой войны власти и народ Турции полностью осознавали ответственность за истребление христиан, а отрицать содеянное стали лишь несколько лет спустя. Об этом заявил корреспонденту Sputnik Армения итальянский историк Марчелло Флорес, получивший премию президента Армении 2017 года за вклад в признание Геноцида армян.
Страны, признавшие Геноцид армян — инфографика>>
Флорес, многие годы проработавший в университете Сиены, издал десятки трудов об истреблении армян и других христиан в Османской империи. Его целью было познакомить итальянское общество с тем, что претерпели эти народы с конца XIX века и в Первую мировую войну.
"Я пытался рассказать о различных этапах Геноцида. А впоследствии я много занимался и событиями концa Первой мировой. Очевидно, что уже тогда ответственность за случившееся понимали и власти, и народ Турции. И только за этим начался период отрицания, который выстроила новая турецкая республика, отгородившись от правды, признанной всеми", — добавил Флорес.
Подробно он изучал и эпизод операции "Немесис", связанный с Италией. В начале 20-х мстители-армяне провели серию атак, ликвидировав нескольких из вождей младотурецкого и мусаватистского режимов, ответственных за массовые истребления армян и других христиан.
Одного из них, Саид Халима-пашу, убил в 1921 году в Риме мститель Аршавир Ширакян. О нем Флорес составил отдельное исследование.
Большую помощь синьору Флоресу оказали его турецкие коллеги. "Я смог ознакомиться с данными, которые собрали Танер Акчам и другие видные историки. Они же помогли мне ознакомиться с теми из документов, что были на турецком. Их помощь оказалась очень важной. Ведь без турецких источников нельзя составить полного представления о действиях властей при младотурках и Ататюрке", — добавил историк.
О чем молчит "Маузер", или Как немецкие генералы помогали туркам совершить Геноцид армян>>
Флорес уже вышел на пенсию, но архивы покидать не станет. Для исследования он выбрал малоизученную тему – жизнь армянских беженцев в Италии в 1920-е годы. Здесь уже ему найдется что рассказать своим коллегам.
"Вопрос тем интереснее, что, когда Муссолини пришел к власти, у него сложились очень тесные личные отношения с Кемалем Ататюрком. Мне будет очень интересно проследить за этим, обсуждали ли они когда-либо армянский вопрос", — добавил историк.
Труды историка пока не переведены на армянский, но уже хорошо известны историкам в Армении.