Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Выступая недавно на заседании Европейского парламента в Страсбурге, комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан заявил, что так называемая IPA – финансовая помощь, которая оказывается Турции в связи с ее заявкой на вступление в Евросоюз, – будет сокращена на 40% в 2018 году. Формулировка причин однозначна и не оставляет места для кривотолков: ухудшение условий демократии, верховенства закона и прав человека в стране.
Отмечалось также, что если до конца 2018 года в Турции не произойдут положительные сдвиги в этих сферах, то финансовая помощь в 2019 и 2020 годах сократится на 253 миллиона евро. Причем бюджет может стать еще меньше: за весь период с 2014 по 2020 годы его могут сократить примерно на 750 миллионов евро, если Турция не изменит своего своенравного поведения.
Кроме сообщения о резком сокращении финансов, Хан сделал еще одно заявление, которое не могло не подействовать Анкаре на нервы: он сказал, что из-за "упадка в демократии и соблюдении прав человека Турция отдаляется от Европы", а финансовая помощь ей должна быть урезана и перенаправлена в сферы, более "приоритетные" для европейского сообщества.
Надо заметить, что ЕС впервые сокращает финансовую помощь, выделяемую стране, которая претендует на вступление в ЕС. В принципе, этого следовало ожидать, так как давно уже ясно, что ЕС не связывает никаких надежд с Турцией в ее нынешнем виде.
Используя карабахскую карту в своей предвыборной компании, Эрдоган фатально рискует>>
Неприятное для нынешнего режима в Анкаре заявление было сделано еще в прошлом году: тогда Йоханнес Хан отмечал, что с правовой точки зрения нельзя полностью прекратить финансирование Турции до тех пор, пока официально не прекращены переговоры о ее вступлении в Союз. Очевидно, вопрос полной остановки финансирования возник и стал насущным не сегодня.
Если в этом отношении в Турции ничего срочно не изменится (а никаких предпосылок для этого не видно), то ход выборов и их результаты, скорее всего, укрепят европейцев в их решимости не поощрять деньгами Анкару. Переговоры о вступлении Турции в ЕС де-факто остановлены, просто не отменены. Ясно, что Европа ждет выборов.
А исход этих выборов предрешен, даже если представить, что рейтинг Эрдогана упадет до нуля. Все равно никому не будет позволено его обойти, а технологии подтасовки результатов выборов известны всем и тайны не составляют. Международные наблюдатели, как мы в Армении видели это неоднократно на собственном примере, разделятся на два неравных лагеря. Большая их часть скажет, что выборы в целом легитимны, хоть и прошли с нарушениями, которые на их результаты повлиять не могли. И лишь единицы расскажут почти обо всем, что увидели своими глазами, но их голоса потонут в согласном хоре.
А в случае сильного обострения ситуации Эрдоган может пойти на чрезвычайные меры – случился же однажды "государственный переворот", вернее "попытка переворота". Может случиться еще что-то подобное: психологический-то барьер сломан, теперь можно не стесняться в выборе средств подавления противников.
Выборы в Турции: под прицелом Эрдогана — Израиль и курды>>
Что отсюда следует для Армении? Если (а вернее – когда) на выборах победу отпразднует Эрдоган, для нас, в принципе, ничего не изменится. Разве что опять на неопределенное время отложится приход к власти у западных соседей конструктивных сил. Но мы за долгие десятилетия привыкли жить при отсутствии любых отношений с Турцией. И при наглухо закрытой границе, хотя это, по глубокому личному убеждению, нам исключительно во благо.