Нелли Даниелян, Sputnik Армения
Если новые власти Армении только сейчас объявили борьбу против монополий, захвативших рыночную экономику, то фермер Гамлет Амбарцумян борется уже 10 лет, но пока что в роли проигравшего.
В 2008 году, когда в Армении только начало развиваться рыбоводство, Гамлет Амбардзумян вместе с другом решил выйти на этот рынок. Они открыли ООО, взяли кредит из банка, купили невозделанный участок, принадлежащий бывшему колхозу села Гай Армавирской области, построили рыбоводческие бассейны. В 2009 году с трудом, но получили разрешение на бурение, выкачали глубинные воды и с 2011 года начали разводить рыбу. Но когда дело разрослось до той степени, что вот-вот должно было стать прибыльным, они были вынуждены приостановить бизнес.
Причина была не только в недостатке глубинных вод из-за бесчисленного количества рыбоводческих ферм, но и снижении цены на рыбу и подорожании корма.
"Вначале корм импортировали многие — из Ирана, Китая, причем по довольно низкой цене. Но вдруг за 4-5 месяцев эти импортеры исчезли, остались двое-трое. Монополия начала диктовать цену корма. Каждый месяц цена на 20-25-килограммовый мешок росла на 1 евро. Крупные предприниматели, может с потерями, смогли выстоять и работают до сих пор, а мы были вынуждены закрыть свое дело в 2014 году", — рассказывает Гамлет Амбардзумян.
По его словам, в прошлом, когда члены ассоциации рыбоводов собирались у них во дворе, то еле помещались, но сейчас садятся за маленький стол.
После этого друзья решили основать свиноферму. И снова, когда работа должна была начать приносить плоды, цена на свинину так упала на армянском рынке, что было бесполезно даже продавать это мясо.
"Цена на мясо падала с августа до мая следующего года. В мае у нас не было другого выхода, как продать все поголовье, кредиты душили. После этого цена на свинину начала подниматься и дошла до 3 тысяч драмов — до сих пор держится. Но у нас уже не было шанса. Условия рынка диктует тот человек, который владеет самым большим количеством скота", — сказал наш собеседник.
Фрукты не должны гнить в хранилищах: что посоветовал Арутюнян Минсельхозу Армении >>
Последним опытом в сельскохозяйственном бизнесе стала попытка выращивать мяту в бывших рыбоводческих бассейнах, но, увидев высокий спрос на этот продукт, вся деревня начала выращивать мяту, тем самим лишив возможности реализации товара и себя, и всех остальных.
После последней неудачной попытки в фермерском бизнесе Гамлет и его друг открыли в деревне маленький магазин, а дело о кредите находится в СПИСА вместе со штрафами.
Экономист, председатель Союза работодателей Армении Гагик Макарян не удивлен историей неудачного бизнеса Гамлета и его друга.
"Монополии всегда создают такие схемы, которые позволяют давить на конкурентов, довести их до банкротства, организовать стремительное падение цен, сильно влияя на рынок", — говорит он.
Макарян напомнил, что на рынке рыбы и мясных продуктов крупные производители также являются импортерами корма. Это позволяет им диктовать свои условия, выводя с рынка мелких игроков, себестоимость продукции которых дороже.
Гагик Макарян заметил след не только крупных производителей в укрупнении рыбоводческого бизнеса, но и государства.
"Государство перешло к тому, что изменило цены на корм, начало регулировать деятельность рыбоводческих ферм посредством водомеров и других вариантов. Оказалось, что некоторые фермы не могли работать в таких условиях, стали неплатежеспособными, в банках возникли проблемы, и они пошли ко дну", — сказал Макарян.
Макарян напомнил об уровне монополизации рынков сбыта Армении, где 70% продаж приходится на супермаркеты, в то время как не все маленькие магазины имеют возможности и условия торговли мясом и рыбой.
Касаясь борьбы нового правительства с монополиями, Макарян подчеркивает важность создания правовой базы и равных правил конкуренции для малого и среднего бизнеса — не только на рынке, но и в системе государственных закупок.
"Государство искусственно отфильтровало поле своим несовершенным законодательством. Это привело к тому, что крупный бизнес всегда участвовал в госзакупках, а малый — нет", — сказал он.
Фермер и экономист сегодня сходятся во мнении, что монополии опасны, и они должны быть искоренены. Борьба правительства должна сопровождаться не только законодательными и идеологическими изменениями, но и строгостью и решительностью.