ЕРЕВАН, 3 июл — Sputnik, Ашот Сафарян. Расследование трагедии 1 марта 2008 года в Ереване уже скоро может сдвинуться с мертвой точки. Уже сообщалось, что генерал Микаел Арутюнян, который во время событий 10-летней давности был министром обороны Армении, объявлен в розыск. Он обвиняется в совершении действий, направленных на свержение конституционного строя.
В сообщении следствия говорилось, что тогдашний министр обороны и другие должностные лица фактически установили военное положение, использовали армию против участников мирных митингов.
Напомним, что на демонстрациях 1−2 марта 2008 года в центре Еревана погибло 10 человек. После президентских выборов сторонники Левона Тер-Петросяна отказались признать данные Центризбиркома и вышли на круглосуточные протесты. Против них было применено боевое оружие. В результате никто из организаторов и исполнителей этих действий до сих пор не наказан.
В 2017 году по делу "1 марта" провели более сотни допросов — генпрокурор Армении>>
С приходом к власти бывшего яростного оппозиционера Никола Пашиняна, который в свое время отсидел из-за мартовских событий, тема раскрытия причин и виновников мартовских событий постоянно муссировалась в армянской прессе. Назывались имена Роберта Кочаряна, который должен быть вызван на допрос в Специальную следственную службу (ССС), а также тогдашнего командующего внутренними войсками Григора Григоряна.
Впоследствии, однако, представители Кочаряна опровергали эти сообщения.
Статья еще не была готова к публикации, когда из инсайдерских источников стало известно, что Кочарян получил уведомление от ССС явиться на допрос по делу 1 марта.
Вызов Кочаряна на допрос был вопросом времени. По сути, невозможно рассчитывать на всестороннее изучение обстоятельств и причин трагедии без непосредственного привлечения в процесс основных действующих лиц тех событий, коим, безусловно, является второй президент.
Основная интрига сейчас заключается в том, как дальше зайдет процесс, и какая роль в нем предопределена экс-президенту – роль обвиняемого или же свидетеля?
Говоря о Кочаряне, невозможно не упомянуть и Сержа Саргсяна, который во время событий 1 марта был избранным президентом, однако еще не вступил в должность.
Хотя самого Саргсяна пока предпочитают не трогать, имена людей из его ближайшего окружения и родственников в эти дни не сходят с полос криминальной хроники – но по другим сюжетам.
"Убийство демократии" или случайность: что произошло в Армении 1 марта>>
Расследование событий 1 марта сейчас является некой лакмусовой бумажкой для правительства Никола Пашиняна. Именно от действий правоохранительных органов сейчас зависит, насколько декларируемая премьер-министром "Новая Армения" является таковой. Долгие годы Кочарян, Саргсян и их ближайшее окружение фактически были неприкасаемыми. А все законодательные инициативы оппозиции, так или иначе направленные на реальное расследование мартовских событий, успешно саботировались парламентским большинством в лице правящей на тот момент Республиканской партии.
Если немного оторваться от моральной стороны вопроса, то важно будет отметить, что выявление виновников мартовских событий послужит серьезным политическим козырем в руках Пашиняна в преддверие досрочных выборов в парламент. Избавление от тяжелого наследия прошлого навсегда поставит точку в продолжающихся до сих пор дискуссиях по поводу того, кто на самом деле стоял за сменой власти в Армении.
Многие до сих пор считают, что вся эта история была хорошо срежиссированным спектаклем, главными действующими лицами которого стали Саргсян и Пашинян. Основания для таких утверждений, прямо скажем, достаточно веские. К примеру, почему Серж Саргсян и наиболее яркие и одиозные представители его команды не покинули страну после прихода к власти Пашиняна? Что это – обыкновенная беспечность или же эти люди получили от Пашиняна реальные гарантии неприкосновенности?
Есть все основания предполагать, что в ближайшее время расследование мартовской трагедии даст ответы на эти и другие вопросы.